Владельцы плодовых хозяйств Черноземья не спешат страховать посадки и урожай

Плодовые деревья в южных районах Черноземья вновь зацвели раньше срока. Апрельские колебания температуры заставили садоводов поволноваться, напоминая о потере урожая-2024 из-за майских заморозков. Да и в нынешние первые ночи мая были температуры до минус шести градусов. Плодово-ягодные растения уже пострадали в Курской области: ущерб уточняется. Однако прошлогодний стресс не заставил аграриев страховать сады: такие хозяйства можно пересчитать по пальцам одной руки, да и там площади небольшие.

Владельцы плодовых хозяйств Черноземья не спешат страховать посадки и урожай
© Российская Газета

По данным Национального союза агростраховщиков (НСА) на 1 апреля, в Центральной России только в трех регионах садоводы воспользовались страхованием с господдержкой. Лидером стала Липецкая область: здесь застраховано 1,7 тысячи гектаров многолетних посадок и 1,3 тысячи гектаров урожая. В Белгородской области соответственно 31 и 373 гектара. В Тамбовской области застраховано только шесть гектаров посадок.

- Недавно мы проводили отдельный семинар с НСА и представителями местных плодовых хозяйств, еще раз объясняли необходимость использования этого механизма защиты. Потому что постоянно компенсировать убытки за счет средств федерального и областного бюджетов невозможно. Есть механизм страхования, и в прошлом году он сработал, в целом по региону было выделено 110 миллионов рублей по всем категориям хозяйств, которые пострадали и от весенних заморозков, и от осенней засухи. Плодовики могли бы тоже получить возмещение, но они не приобретали полисов, соответственно, воспользовались поддержкой от федерального центра. Но компенсировать таким образом все убытки растениеводов не представилось возможным, это просто колоссальная сумма, - рассказал министр сельского хозяйства Воронежской области Алексей Сапронов.

По его предположению, садоводческие хозяйства не пользуются страхованием, так как не верят, что получить выплату реально. Между тем механизм страхования от чрезвычайных ситуаций, который в прошлом году сработал для местных аграриев, действует намного проще, чем стандартная мультирисковая программа. Не нужно подтверждать неблагоприятные погодные условия - это трудоемкий процесс, из-за неразвитой сети метеостанций данные зачастую неактуальны для конкретной территории. Достаточно одного документа со стороны органа власти (указа губернатора о введении режима ЧС), чтобы все, у кого есть соответствующий полис, могли подавать заявки на возмещение.

- Надеемся, что плодовики поймут свою выгоду от страхования и этот механизм для них заработает. Невозможно в таком бизнесе всегда надеяться на помощь со стороны. Если, не дай бог, что-то подобное прошлогодним заморозкам повторится и хозяйство не получит урожай два или три года подряд, оно исчезнет. У других растениеводов все-таки есть возможность выкрутиться, пересеять поля другой культурой. В садах это невозможно, - добавил Сапронов.

В сезоне - 2024 воронежские плодовые хозяйства получили из казны за гибель урожая более 350 миллионов рублей

В сезоне-2024 плодовые хозяйства Воронежской области получили из казны более 350 миллионов рублей в виде прямых компенсаций за гибель урожая. В большей степени здесь, как и в других регионах Черноземья, пострадали не деревья, а цвет, который не дал завязи.

- Три волны мороза в мае, в период цветения, оставили всю Центральную Россию без яблок, а это основная наша плодовая культура, и хозяйства выживают с трудом. Спасибо, что была поддержка Минсельхоза. Гектар интенсивного сада требует ежегодных затрат от 500 до 700 тысяч рублей - на удобрения, полив, обрезку, уходные работы и так далее. В 2024 году уборки не было, но основные затраты, на уровне 500 тысяч на гектар, были сделаны. Для нашего небольшого хозяйства в Тамбовской области - 60 гектаров суперинтенсивного сада с урожайностью свыше 50 тонн - это означало 30 миллионов только прямых затрат. Сегодня все плодовые предприятия очень закредитованы, а получить новый заем сложно, - пояснил президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. - В прошлом году нам помогли по ядохимикатам, плюс питомники у нас большие, без них бы мы не выжили. Ну и субсидии государства - без них бы мы практически обанкротились.

Замминистра сельского хозяйства РФ Елена Фастова отметила, что именно господдержка садоводов в какой-то степени "дестимулировала" их в плане страхования:

- Это разовая мера поддержки, была именно воля правительства выделить около 900 миллионов рублей из резервного фонда. Но не всегда будет такая возможность. Нужно страховать и не ждать, что поддержка может прийти.

По подсчетам президента НСА Корнея Биждова, если эту сумму направить на страхование садов, то можно было бы защитить 31 тысячу гектаров. Он подчеркнул, что действующая методика "абсолютно всем" садоводам позволяет застраховать посадки и урожай от их главных рисков.

Последствия прошлогодней ЧС будут аукаться отрасли долго. Помимо завязи, морозы побили кое-где и сами деревья (по некоторым сортам - на 70-80 процентов), а они умирают не сразу. Ремонтировать и корчевать пострадавшие таким образом участки в садах, особенно в низинах, придется еще два-три года.

Тем временем у садоводов появились новые поводы для волнения. Осадков осенью и зимой было аномально мало.

- Я в отрасли с 1980-х и не помню другого года, когда бы до такой степени не было снега. С другой стороны, в Краснодаре и Ставрополе зима всегда сухая и теплая, яблони находятся в глубоком покое и не страдают. А вот для земляники и малины отсутствие снега очень опасно, - отметил Игорь Муханин. - В целом ждем благоприятной погоды на время цветения. После того как сады отдохнули, потенциал урожайности очень высокий. Другой вопрос, что после повышенной отдачи сады в центральной зоне войдут в искусственную периодичность. Поэтому сейчас идет усиленная обрезка, нормировка - с ноября все рабочие у нас в саду, формируем кроны, чтобы эту периодичность сгладить. Нам нужно каждый год получать с гектара по 50-60 тонн, а не так, чтобы то 70, то 10-15. Плюс важно сохранить качество яблок. Рынок на такой стадии, что ему нужны плоды только высшего сорта. А это требует соблюдения всей технологической цепочки.

В целом погодные катаклизмы, которые могут быть фатальны для садов в Центральной России, не угрожают продовольственной безопасности страны, успокоил эксперт. Удельный вес ЦФО в валовом сборе плодов - лишь около 15 процентов. Благодаря субсидированию закладки садов общий урожай яблок ежегодно растет на 250-300 тысяч тонн, или на 10-15 процентов. В 2024 он составлял 1,7 миллиона тонн.

- Несмотря на проблемы в центральной зоне, общий сбор сохранился на прежнем уровне. Если в 2025-м будет все хорошо, показатель превысит два миллиона тонн, то есть мы нагоним отставание. Другое дело - организовать сбыт. Мы всегда просим Минсельхоз не выдавать импортные карантинные разрешения осенью, когда у наших фермеров избыток урожая. Не все хозяйства имеют свои холодильники, важно, чтобы они нормально распродали свою продукцию. Надеемся, через четыре года у нас появится достаточно плодохранилищ, чтобы обеспечить круглогодичное потребление яблок, - добавил Игорь Муханин.