Путь к зеленому будущему приносит огромные выгоды обеим странам
Россия и Китай выстраивают более широкое и экологичное энергетическое партнерство, которое выходит далеко за рамки традиционной торговли ископаемыми энергоресурсами, включая сотрудничество в области водорода и возобновляемых источников энергии, отмечает один из аналитических центров.
Это углубляющееся партнерство свидетельствует о расширении сотрудничества между двумя странами в различных секторах, считает Чжан Сюлин, директор департамента зарубежной инвестиционной среды в Исследовательском институте экономики и технологий Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) в Пекине. Россия второй год подряд стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, чему способствовало увеличение пропускной способности трубопроводов, отметила Чжан. "За последние 30 лет сотрудничество расширилось от торговли нефтью до природного газа, строительства трубопроводов, разведки и добычи на месторождениях, проектирования, строительства и экспорта оборудования", - сказала она.
На фоне нестабильности на мировом энергетическом рынке тесное взаимодействие Китая и России способствует балансировке мирового спроса и предложения, подчеркнула Чжан. "Рынок остается волатильным, конкуренция в энергетической сфере усиливается под влиянием геополитики, технологических достижений, борьбы с изменением климата и реструктуризации цепочек поставок. В этих условиях быстрое и стабильное развитие китайско-российского сотрудничества в области нефти и газа приобретает еще большее значение".
Партнерство не только укрепляет энергетическую безопасность обеих стран, но и способствует стабильности мировых энергетических цепочек поставок, поддерживая баланс спроса и предложения в условиях открытой и диверсифицированной среды, добавила она, отметив, что роль России для энергетической безопасности Китая трудно переоценить.
По ее словам, все большее значение будет играть восточный маршрут поставок природного газа из России в Китай - крупнейший в стране по объему передачи газа по одному трубопроводу. Этот трубопровод, третий по счету после трубопроводов "Китай - Центральная Азия" и "Китай - Мьянма", был полностью закончен в конце прошлого года и вышел на полную мощность, обеспечивая ежегодную поставку 38 миллиардов кубометров газа, сообщает оператор China Oil & Gas Pipeline Network Corporation.
Ранее руководитель Государственного управления по делам энергетики КНР Ван Хунчжи заявил, что правительство намерено совместно с российскими партнерами реализовывать достигнутые лидерами двух стран договоренности в энергетической сфере.
По данным Главного таможенного управления Китая, хотя основная часть импорта нефти по-прежнему приходится на Ближний Восток, в прошлом году Китай импортировал из России 108 миллионов тонн нефти, что эквивалентно 2,17 миллиона баррелей в день, или около 20 процентов общего объема нефтяного импорта. Также в прошлом году Китай импортировал из России 31 миллиард кубометров природного газа по трубопроводам и 8,3 миллиона тонн сжиженного природного газа (СПГ), что сделало Россию одним из ключевых поставщиков газа для Китая.
По словам Чжан, важным преимуществом остается географическая близость двух стран: нефтегазовые трубопроводы соединяют Россию и Китай напрямую, минуя третьи страны, что снижает политические и военные риски, связанные с транзитными маршрутами. Долгосрочные контракты на поставку нефти и газа с Россией выполняются стабильно, поставки по трубопроводам надежны, подчеркнула она. Чжан также отметила перспективы более глубокой интеграции и расширения сотрудничества по всей цепочке создания стоимости в энергетике. Перспективными направлениями она назвала водородную энергетику и технологии улавливания, использования и хранения углерода, а также участие в развитии углеродных рынков - все это соответствует целям обеих стран по достижению углеродной нейтральности.
На рынке углеродных квот Россия как крупный продавец имеет большие перспективы
На рынке углеродных квот Россия как крупный продавец имеет большие перспективы, учитывая ее обширные природные ресурсы и начальный этап развития системы торговли квотами на выбросы, добавила Чжан.
Она также подчеркнула возможности совместной работы в области низкоуглеродных технологий, мониторинга углеродного следа, улавливания, использования и хранения углерода, а также интеграции углеродных рынков, особенно на фоне стремительного развития Китая в области солнечной и ветровой энергетики, электромобилей и углеродных рынков. "Поскольку обе страны нацелены на достижение углеродной нейтральности к 2060 году, существует огромный потенциал для сотрудничества в области водорода и технологий улавливания углерода. Мы стоим на пороге формирования полноценного партнерства, выходящего за рамки традиционной нефтегазовой сферы в новую эпоху "зеленого" энергетического взаимодействия", - заключила Чжан.