К крымским портам повезли российские товары на экспорт по новому маршруту

Впервые за последние 11 лет в Крыму запущен контейнерный поезд, проехавший по сети железных дорог Новороссии.

К крымским портам повезли российские товары на экспорт по новому маршруту
© Российская Газета

Состав следует от станций Свердловской железной дороги до порта Севастополя, где контейнеры перегружают на морские суда. Более трех тысяч километров поезд преодолевает менее чем за пять дней. "Альтернативный железнодорожный маршрут снимает риски, связанные с единственной железнодорожной веткой, которая сейчас идет по мосту, - напомнил доцент кафедры государственного и муниципального управления Крымского федерального университета Андрей Вершицкий. - Случись что, даже просто необходимость ремонта, у нас теперь есть альтернатива.

Запуск маршрута по новым территориям сообща готовили ведущие операторы контейнерных перевозок и морского терминала. Предприятие "Железные дороги Новороссии" подключили к информсистеме железных дорог России. "Грузы будут перевозиться регулярно. Это новый виток в развитии для Крымской железной дороги, портов, экономики региона", - отметил гендиректор предприятия "Крымская железная дорога" Михаил Гончаров.

Грузы везут самые разные. Например, зерно из Крыма уходит в страны Северной Африки и Ближнего Востока. Только в Марокко с начала 2025 года в два с лишним раза выросли поставки российской пшеницы. На 81,4% увеличил порт в Севастополе перевалку генеральных грузов за счет экспорта черных металлов. В обратном направлении для обеспечения потребности в сырье крымских химических предприятий через Севастополь везут фосфатную руду. А в порту Евпатории идет перевалка насыпных грузов в каботаже.

"При этом сегодня остается проблемой нежелание судовладельцев заходить в Крым ввиду опасения ареста флота в портах третьих стран. Если снять ограничения, в более интенсивном режиме по этому маршруту пойдут и автомобильные перевозки, - считает глава Ассоциации грузоперевозчиков Крыма Анатолий Цуркин. - В любом случае крымские порты способны снять колоссальную нагрузку на Новороссийск".

Новый железнодорожный маршрут предназначен для перевозки тяжелых и объемных грузов - зерна, металлов, стройматериалов

Кстати, автомаршрут проложен через исторические регионы давно, но железнодорожные перевозки зачастую экономически более выгодны. Они позволяют перевозить грузы без ограничения по тоннажу. Например, строительная отрасль - один из драйверов экономики Крыма. А стройматериалы - это большая масса и объем. Кроме того, альтернативный путь снимает ограничения по перевозке опасных грузов, которые действуют на мосту.

В 2024 году семь промышленных предприятий Крыма заключили договоры с партнерами на Донбассе и в Новороссии. Из Крыма везут сварочное оборудование, электроинструменты, запчасти и комплектующие, удобрения. В обратном направлении на полуостров доставляют стройматериалы, металл, уголь, продукцию АПК.

"Новый маршрут - большой задел на будущее, на мирную жизнь и восстановление Донбасса и Новороссии, - считает первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Крыма Андрей Костецкий. - Налажен товарооборот между Крымом и новыми регионами исключительно автоперевозками. Железнодорожные перевозки по Крымскому мосту сейчас - это "бутылочное горлышко", иногда грузы ждут у моста по несколько месяцев. Путь через Новороссию снимает эти проблемы. После окончания СВО будет колоссальный объем строительных работ. Если везти грузы автотранспортом, мы убьем новые дороги".

Первый контейнерный состав, прибывший в Крым, - только заявка на новое направление. В планах перевозки со станций Куйбышевской, Октябрьской, Горьковской и Северной железных дорог. А это почти вся европейская часть России.