Названы последствия возможного принятия антироссийского законопроекта о 500-процентных пошлинах

Одним из негласных, фоновых элементов мирных переговоров в Стамбуле становится американский законопроект о 500-процентных пошлинах на импорт в США из стран, покупающих российскую нефть, газ, уран и другое сырье. Предполагается, что, если Россия не согласится на трамповскую «сделку» по прекращению конфликта на Украине, этой мере устрашения будет дан зеленый свет. В реальности же развитие событий может пойти по абсолютно иному сценарию.

Названы последствия возможного принятия антироссийского законопроекта о 500-процентных пошлинах
© Московский Комсомолец

© Геннадий Черкасов

Напомним, законопроект был представлен сенатором-республиканцем от Южной Каролины Линдси Грэмом (внесен в РФ в список экстремистов и террористов) и сенатором-демократом от штата Коннектикут Ричардом Блюменталем. Санкционный документ еще не одобрен конгрессом, но, по уверению Грэма, он получит подавляющую двухпартийную и двухпалатную поддержку, если будет вынесен на голосование в сенате и палате представителей.

Нюанс в том, что параллельно свой 17-й по счету пакет санкций подготовил и уже утвердил Евросоюз. Меры затронут 149 нефтяных танкеров, которые, как считают в Брюсселе, связаны с российским «теневым флотом». Под ограничения попадут также компании из третьих стран, в том числе Турции, ОАЭ, Сербии, Вьетнама и Узбекистана, подозреваемые в помощи РФ. При этом сами европейские дипломаты возлагают надежды (в плане воздействия на состояние конфликта и договороспособность Москвы) скорее на проект Грэма и Блюменталя, нежели на свой. При всей внешней и, в общем-то, объективной фантастичности американской идеи. 

- Я не верю, что Соединенные Штаты, даже в случае провала переговоров в Стамбуле, введут санкции именно в таком формате — 500-процентных пошлин. Вероятность крайне мала, - рассуждает в беседе с «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Мера ударит по всему экспорту российской нефти, нефтепродуктов и другого сырья, а это слишком опасный сценарий для самих стран-импортеров, то есть для той же Америки и ЕС. Куда более перспективным видится европейский вариант санкций, в отношении множества танкеров теневого флота. Его можно рассматривать как попытку окончательно заблокировать поставки российской нефти из портов на Балтийском море (задерживая суда на законном основании) и, по сути, взять под свой контроль немалую часть экспорта из РФ. Речь идет именно о части, а не о всем объеме. В отличие от ситуации с американским проектом, для мировых рынков это не станет сильным шоком и цены не взлетят до небес, до $150, $200 за баррель.

Что означают пошлины в 500% против стран, которые покупают российские энергоносители? Прежде всего, США катастрофически испортят отношения с Китаем и Индией, куда сегодня уходит порядка 90% российской нефти. Ну и с Турцией. Нужно это сейчас Вашингтону, который ведет тяжелые переговоры с тем же Пекином по поводу условия двусторонней торговли? Сомневаюсь.

- Ну а России чего следует опасаться?

- Фактически, если реализуется сценарий с законопроектом сенаторов, нам некуда будет продавать нефть в прежних объемах. В отсутствие других крупных покупателей, помимо Китая и Индии, у нас нет возможности диверсифицировать рынки сбыта, наш сырьевой экспорт сфокусирован исключительно на этих двух странах. Естественно, произойдет сокращение доходов от нефтегазового комплекса, бюджет недосчитается где-то 15-20% от общего объема поступлений. Не думаю, что это приведет к обрушению российской экономики (и тем более, к политическим изменениям, как рассчитывают на Западе), хотя бюджет наверняка придется переверстывать, существенно урезать расходы. Но, повторяю, велика вероятность, что на мировом рынке начнется жесточайший дефицит предложения, и цены подскочат очень высоко. 

- Как технически может действовать механизм 500-процентных пошлин?

- Речь идет о том, что если, скажем, Соединенные Штаты выявляют сам факт покупки российской нефти третьей страной, её товары при поставках в США будут облагаться запретительной ввозной пошлиной. Иными словами, если вы покупаете у России нефть, газ, уран, что-то еще, для вашего экспорта практически полностью закрыт путь в Америку. Всякая двусторонняя торговля прекращается. Но ведь это нонсенс, учитывая, насколько Китай и Индия важны для американской экономики как поставщики самой разнообразной, зачастую безальтернативной продукции. Скорее всего, мы сейчас наблюдаем попытку устрашить другие страны, надолго отбить у них охоту связываться с российской нефтью. Токсичность которой может, безусловно, вырасти в результате происходящего. Или скорее дамоклов меч 500-процентных вторичных пошлин будет использован в качестве убойного аргумента для выторговывания еще большей скидки на наше сырье. В этом я вижу основной негатив.