Алексей Сбоев: государство может помочь строителям едиными правилами

В России создадут комплексную межотраслевую модель управления в области повышения энергетической и ресурсной эффективности экономики. Такое поручение дал премьер-министр Михаил Мишустин. О том, как инновации работают на повышение энергоэффективности, рассказал директор дивизиона "Строительство" компании "СИБУР" Алексей Сбоев.

Алексей Сбоев: государство может помочь строителям едиными правилами
© Российская Газета

- Какие принципы "устойчивого строительства" должны лежать в основе работы строительных компаний?

Алексей Сбоев: Во-первых, жизненный цикл. Кто-то считает, что несущие конструкции могут выдерживать 100 и более лет, кто-то - что не более 25 лет. При устойчивом строительстве важно учитывать все особенности проекта и рассматривать здание как сложный комплекс взаимосвязанных элементов. Упрощение решений приведет к негативным последствиям и частым ремонтам возведенного конструктива в процессе эксплуатации.

Есть ряд энергодефицитных регионов, где только через энергоэффективность можно решить проблемы нагрузок на сети. Амбициозные цели по вводу жилья увеличивают нагрузку на энергосистему. При этом Северный Кавказ и другие южные регионы нуждаются в прохладозащите. Назрел пласт изменений в нормативной базе, который касается охладительного цикла в расчете защиты зданий.

В сегменте МКД видим запрос на увеличение коэффициента полезного использования площади. В России он доходит до 65%, а в некоторых странах достигает 85%. Разницу в 20% дает применение синтетических материалов. Например, использование полимерных теплоизоляционных материалов обеспечивает более высокое сопротивление теплопередаче, позволяя делать стены тоньше.

- Как вы оцениваете состояние строительной отрасли с точки зрения "зеленых стандартов"?

Алексей Сбоев: Значительно лучше, чем пять лет назад. ДОМ.РФ многое сделал в плане развития "зеленых стандартов". Хотя реальные характеристики зданий часто отличаются от заявленных. Например, у здания заявлен класс энергоэффективности B, а судя по показаниям счетчиков и платежек, в лучшем случае это оказывается класс C. Бывает, что после формирования проекта, когда определяется класс энергоэффективности, в документацию вносятся корректировки, которые понижают итоговый класс объекта. Этим нужно заниматься, иначе разница между декларируемым и фактическим классами не исчезнет. В 2022 году из регуляторных требований исключили раздел по обеспечению требований энергоэффективности в проектной документации. Для устойчивого строительства требуется возвращение полного энергопаспорта ОКС.

- Что мешает внедрению энергоэффективных решений?

Алексей Сбоев: Первое - борьба роста сметы со стремлением получить наибольшие объемы квадратных метров. Цена теплоизоляции укладывается в пару процентов. Удешевление стоимости проекта в свете инфляции не дает ощутимой выгоды, а качество жизни людей снижается - увеличиваются суммы в платежках за коммунальные услуги.

Второе - экономическую выгоду сложно считать напрямую. Если нет простейшего инженерного оборудования, экономия энергоресурсов снижается. Чтобы энергоэффективные решения работали, нужно учитывать все требования к тепловому контуру здания и инженерному оборудованию.

Третье - энергоэффективность затрагивает строительство, экономику, энергетику… Консенсус находить сложнее. В этой связи внушает оптимизм поручение председателя правительства Михаила Мишустина от 5 марта 2025 года. В документе предусмотрены конкретные меры, связанные с энергоэффективностью, в том числе - в строительном секторе.

- Кто должен стать драйвером таких изменений: государство, бизнес, потребитель?

Алексей Сбоев: Все вместе. На площадке выставки RUPLASTICA-2025 были сформированы предложения от производителей сырья и стройматериалов по "дорожной карте" энергоэффективности. Затем она была расширена с учетом рекомендаций производителей инженерного оборудования и оконных систем.

"Дорожной картой" предусмотрена работа по прохладозащите, определению энергодефицитных регионов, где надо установить повышенные требования к теплозащите. Это уменьшит нагрузку на теплосети и снизит риски для населения. Будет вестись работа по устранению сложностей в применении поправочных коэффициентов. "Дорожная карта" также включает требования по усилению теплозащиты зданий и гармонизации НТД и НПА.

- Как реализуются энергоэффективные решения в сегменте индивидуального жилья?

Алексей Сбоев: Доля ИЖС перешла за 50%, ИЖС становится каналом тиражирования энергоэффективных решений. Жильцы частного дома сами выбирают, за что платить. Задача отраслевого сообщества, в частности Российской ассоциации полимерных энергоэффективных технологий - провести исследования и предоставить лучшие альтернативы.

В зависимости от газо- и электроснабжения на каждом участке появляется своя экономика правильного утепления. Каркасный ли это дом, на газобетоне, какова толщина утеплителя, большой котел или маленький - как это отразится в платежке? И об обслуживании тоже нельзя забывать. На основании этого делаются расчеты, чтобы потребитель мог сделать выбор.

- Опыт многих стран показывает, что без должной государственной поддержки добиться повышения энергоэффективности зданий сложно. Как господдержка влияет на развитие энергоэффективного строительства?

Алексей Сбоев: Государство может помочь едиными правилами. В текущем СП-50 есть минимальные требования по теплозащите. Недавно прошли два раунда дискуссий о предложениях по пересмотру подхода к проектированию теплозащиты, что привело бы к снижению данных норм. Считаю, что в единых правилах важна преемственность. Менять их в сторону снижения требований - чревато для отрасли. Инвестиции в производство теплоизоляционных материалов окупаются годами. Просто так изменять правила - неправильно. Международный опыт демонстрирует, что для эффективной работы связки теплоизоляция - инженерные системы всегда прописываются базовые минимальные значения с применением метода расчета сопротивления теплопередаче "по глади" вместо применяемого сейчас способа с расчетом температурных полей с учетом теплопроводных включений, сложных для проектировщиков и экспертизы. И эти правила не меняются в худшую сторону в угоду конъюнктуре.

- Есть ли перспективы решения проблем с ограничениями в связи с нормами пожаробезопасности?

Алексей Сбоев: Если говорим о горючести, то нужно рассматривать класс пожарной безопасности конструкций и систем. На наш взгляд, упоминания горючего материала в нормативной базе избыточны. Полимеры внутри многослойных конструкций соединены с другими материалами, создающими барьер от огня. Но в законодательстве остаются ограничения на использование полимерных ТИМ. Так, в СП по навесным вентилируемым фасадным системам запрещены теплоизоляционные материалы, кроме минеральной ваты. В зданиях более 75 м и комплексах выше 50 м запрещены любые горючие материалы. Но технологии не стоят на месте. Если будет разработано комбинированное решение с использованием полимерного и минерального сырья, которое обеспечит требуемый класс пожаробезопасности, то почему не допустить его использование? Ведь отрасль лишается поиска более эффективных решений.

Мы активно участвуем в диалоге с Всероссийским институтом противопожарной обороны МЧС и Федеральным центром нормирования и стандартизации, чтобы улучшить ситуацию в сфере нормативной базы.

- Как вы взаимодействуете с производителями традиционных стройматериалов?

Алексей Сбоев: Взаимодействуем в рамках отраслевых ассоциаций, у нас есть точки соприкосновения там, где важно продвигать единые принципы. Наш ключевой принцип - не запреты, а создание справедливых, одинаковых и устойчивых правил игры для всех. По каждому сегменту должно быть четко описано, при каких условиях тот или иной материал служит, в чем выигрывает. Это создает конкурентную среду и развивает строительную отрасль. Главное - мы все понимаем, что различные материалы эффективно дополняют друг друга.