Грета забыта. Глобальное изменение климата Западу больше неинтересно?
В том, что касается природных ресурсов, Вашингтон заявляет о своих намерениях прямо: понизив экологические стандарты, нарастить прибыли за счет угля, нефти и газа. За первые четыре месяца у власти президент Дональд Трамп издал 145 распоряжений, ставящих под сомнение прежние преференции возобновляемой энергетике.
C поправкой на все существующие различия в Европе борьба с вредными выбросами, популярная прежде, также уходит на второй план, но уже из-за трат на перевооружение.
Обе стороны, и ЕС, и США, опасаются Китая. Захвативший лидерство в области "зеленых" технологий Пекин мог бы содействовать ускоренному переходу своих партнеров к экологически устойчивой экономике. На деле слишком тесных связей и все растущего гигантского отрицательного торгового баланса с Поднебесной на Западе откровенно боятся.
В климате недоверия
Климатические цели еще недавно считались абсолютным приоритетом для США, и в первую очередь среди них — достижение углеродной нейтральности не позднее 2050 года. Постепенный отказ от вредных выбросов теоретически должен был привести к тому, что спустя четверть века главный мировой загрязнитель — США — стали бы сбрасывать в атмосферу столько же парниковых газов, сколько сами же из нее смогли бы удалить. Это обязательство считало делом принципа администрация Байдена. Официально от него не отказывалась и команда Трампа, но… свое правление начала с выхода США из Парижского договора по климату, то есть участия в борьбе против роста температур на планете. Об амбициозных экологических целях в этой ситуации говорить уже, пожалуй, не приходится.
Как и многое другое у Трампа, его энергетический курс отвечает принципу "Только интересы Америки в первую очередь". Уже в январе республиканец объявил о чрезвычайной ситуации в США — не в связи с потеплением, как хотели бы экологи, а из-за цен на энергию. Поддержанный в ходе предвыборной кампании нефтяниками, Трамп следит за этими показателями, рассматривая их как основную предпосылку инфляции. Чтобы скорректировать положение (и предложение на рынке), Белый дом уже разрешил увеличить бурение до 3 млн баррелей в день, не исключая шельф и даже национальный заповедник на Аляске. Одновременно упростили экологическую экспертизу, ускорили бюрократические процедуры и снизили регуляторные барьеры. Если все так пойдет и дальше, к 2050 году США станут производить не меньше выбросов, чем когда-либо до того в истории, а больше.
В Белом доме такое предположение, наверное, сочли бы комплиментом. Президент Трамп в инаугурационной речи заявил: "Мы располагаем наибольшими запасами нефти и газа на планете. […] И понизим цены, нарастим свои стратегические резервы, станем поставлять наши энергоресурсы всему миру. Снова будем зажиточными — и все благодаря жидкому золоту у себя под ногами". Но если нефть больше не угроза, а достояние, что мешает выразиться прямо, как сделала министр сельского хозяйства Брук Роллинз? США, по ее словам, "не занимаются больше, вы знаете, этой ерундой, изменением климата". Проверить правоту чиновницы просто. Выражения "наука о климате" и "климатический кризис" пропали со всех официальных сайтов американской администрации.
Экологическая остановка
В Старом Свете далеко до шумных перемен, которые затеяли у себя американцы. Однако угасание климатической тревожности ощущается и здесь. Отчасти это результат разочарования: "зеленые", вошедшие в состав правительства Германии, Роберт Хабек и Анналена Бербок, не показали примера компетентного управления. Однако основные причины, можно допустить, лежат глубже. Планы "зеленого" перехода оттягивают на себя ресурсы. Как утверждается в докладе немецкого Совета экспертов по изменению климата, "в свете сложившейся геополитической ситуации, а также структурной слабости германской экономики, конфликт целей между защитой климата и другими политическими ориентирами становится все более наглядным". Говоря другими словами, с 2023 года в ФРГ продолжается рецессия, подстегнутая потерей доступа к российским ресурсам. Вместе с этим многомиллиардных вложений требует военно-промышленный комплекс и армия: модернизировать их — политическая цель победивших на выборах консерваторов. Планы по достижению углеродной нейтральности также требуют затрат. Еще в 2023 году было установлено, что в масштабах всего Евросоюза проект "зеленого" перехода недообеспечен на 87 млрд евро. В буквальном смысле: между первыми расходами и вторыми что-то одно надо выбрать.
На чьей стороне канцлер Мерц, стало известно еще во время его предвыборной кампании — и признание прозвучало как программное заявление. В прошлом, по словам Мерца, бюджетные субсидии "расходовались почти исключительно на защиту климата". Сам же политик хочет "заявить прямо, чтобы не оставалось сомнений: мы должны изменить и изменим это".
Как это ни странно, но с отступлением по "зеленой" повестке тихо согласился и оппонент Мерца, бывший канцлер Олаф Шольц. Поэтому их встреча лицом к лицу во время дебатов прошла без сенсаций, если не считать только одной: "зеленую" повестку не обсуждали вовсе. На фоне других волнений это могло бы показаться и неважным. Но в 2019–2021 годах, когда экологисты находились на гребне популярности, даже представить себе подобное было немыслимо.
Созревание "зеленых"
Произведя политический зондаж, от целей углеродной нейтральности осторожно отказываются и те, кто еще недавно охотно соглашался их поддерживать. Выразительный пример — британские консерваторы, чей новый лидер Кеми Баденок назвала изживание выбросов предпосылкой банкротства всей местной промышленности. Такой подход неудивителен: английские правые десятилетиями обращались за советом к Соединенным Штатам Америки, а в наши дни берут пример с Дональда Трампа.
Куда более интригующе выглядит пессимизм бывшего премьер-министра от лейбористов Энтони Блэра. В прошлом он сделал себе политический капитал на борьбе за климат, но в 2025-м видит итог своих трудов в черных красках: считает их "обреченными на провал".
И дело не только в деньгах, хотя Великобритания, по примеру Германии, уже после пандемии пережила еще одну рецессию. Важно и то, что поступательное продвижение к углеродной нейтральности требует спокойствия в международных отношениях, поскольку предполагает стабильные закупки у КНР. В противном случае (если без них) индустрию возобновляемой энергетики европейцам предстояло бы создавать у себя самим в автономном режиме. А это требует еще и времени, что отодвигает "зеленое" будущее с 2050 года на неопределенную перспективу.
Откровенно о значении Китая как рычага в планах быстрого "зеленого" перехода заявил заместитель министра энергетики США Том Джойс. По его словам, достижение углеродной нейтральности само по себе опасная цель, потому что она "китайская", то есть осуществима только с учетом поставок из Поднебесной. Это, в свою очередь, предполагает развилку: либо продолжение "зеленого" перехода опережающими темпами, либо отмежевание от Пекина, мотивированное политикой. Европейские лидеры, судя по их заявлениям, предпочитают последнее. Но вот беда: то, что, с экологической точки зрения, им действительно необходимо, производится в основном китайской экономикой. 60% мирового выпуска солнечных модулей, 50% мощностей ветровой энергетики, 70% глобального изготовления литий-ионных батарей сосредоточено в Китае. Действительно нужно делать выбор.
Тревога за Грету
В заложниках у обострившихся противоречий — сообщество "зеленых" активистов, наделавших много шума в 2010-е. Признания в этой среде добилась шведская школьница Грета Тунберг. В Интернете до сих пор действует ее сайт под названием "Год Греты": под ним подразумевается 2019-й.
В 2025 году с трудом удается отыскать любые новости про Грету. С радара медиа девушка (ей исполнилось 22) стала пропадать в 2023 году, когда присоединилась к борьбе за права палестинцев Газы. Одновременно де факто она лишилась и права на личную неприкосновенность, полагающегося медиазвезде. 2024 год Тунберг провела между задержаниями на акциях протеста в разных странах Европы, а позже и вовсе исчезла. Как будто отступила из западных СМИ вместе с экологической повесткой.
Куда хуже пришлось "зеленым" единомышленникам Греты, прославившимся акциями неповиновения в картинных галереях и на автострадах. В логике более спокойного времени "кислотно-зеленым" полагалось бы всего лишь административное наказание, но в наши дни порядки ужесточились. Британские активисты из группы Just Stop Oil в 2022 году получили реальные сроки вплоть до шести месяцев за успешную блокировку транспортных путей. В 2024 году — все еще строже: саму организацию распустили, а двое ее участников вошли в историю совсем не так, как хотели. Вплоть до того английские участники мирных протестов не получали пять лет лишения свободы. В наши дни это произошло впервые.
Значит ли этот суровый удар, что зеленый цвет в Европе более не в моде? И да и нет. Если смотреть на вещи буквально, речь идет только о смене оттенка — с салатового на камуфляжный.