Якутская система мониторинга северного завоза поможет сократить затраты на 50%

ЯКУТСК, 21 мая. /ТАСС/. Информационно-аналитическая система для мониторинга хода северного завоза, разработанная в Якутии, позволит сократить затраты на устранение нештатных ситуаций до 50% к 2030 году. Об этом сообщила заместитель министра по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) Яна Наумова на круглом столе "Транспорт для северного завоза".

Министерство является главным координатором северного завоза в республике. Ежегодно в арктические районы завозят до 1,3 млн тонн жизнеобеспечивающих грузов. До некоторых труднодоступных населенных пунктов жизнеобеспечивающие грузы доставляются от одного до двух лет.

"При таком длительном цикле перевозки грузов имеют место нештатные ситуации. Это задымленность на реках, обмеление рек, поломка транспортных средств. Конечно, чаще всего такие проблемы у нас доводятся постфактум, что, конечно, влечет за собой финансовые затраты по их устранению, смещение сроков доставки, изменение схем и объемов завоза, - сказала Наумова. - Для того, чтобы видеть общую картину северного завоза в режиме реального времени, мы с 2022 года в рамках стратегии цифровой трансформации региона начали поэтапную разработку информационно-аналитической системы "Северный завоз". Внедрение данной системы позволит сократить время принятия управленческих решений в два раза к 2030 году - сейчас это занимает порядка двух суток, сократить финансовые затраты на устранение нештатных ситуаций до 50% к 2030 году - сейчас у нас в среднем составляет порядка 400 млн рублей".

В 2022 году разработана базовая версия системы, созданы основные модули, в 2023 доработан функционал, есть интеграция с базами данных, в 2024 обеспечена интеграция с системой мониторинга судов.

О мероприятии

В Якутске состоялся круглый стол "Транспорт для северного завоза", цель которого - обсуждение проблем, выработка рекомендаций и совместных решений для совершенствования транспортной связности, открытие новых возможностей применения существующих видов транспортных средств в условиях Арктической зоны.

Как сообщил первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев, для участия прибыли не только компании-перевозчики, ученые и участники северного завоза, но и производители техники, лизинговые компании и представители общественных и некоммерческих организаций. Мероприятие приурочили ко Дню полярника.