Плановых показателей по инфраструктурным проектам не достигли четыре региона
МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. По итогам 2022-2023 годов плановых показателей по реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых за счет бюджетных кредитов в регионах, не достигли четыре из семи проверенных регионов. Об этом говорится в опубликованном отчете Счетной палаты (СП).
"Плановых значений показателей реализации инфраструктурных проектов по итогам 2022-2023 годов не достигли четыре из семи проверенных регионов. В основном не достигались плановые значения по общему объему ввода жилья и объему внебюджетных источников финансирования", - сообщил директор департамента аудита финансовых рынков и государственного долга Алексей Лаптев, слова которого приводятся в отчете.
Как отметила Счетная палата, всего в 2022-2023 годах и в первом полугодии 2024 года органы исполнительной власти рассмотренных регионов получили из федерального бюджета кредиты на развитие инфраструктуры на общую сумму 56,7 млрд рублей. Из них 39,5 млрд рублей составили инфраструктурные бюджетные кредиты и 10,5 млрд рублей - специальные казначейские кредиты.
"Как было установлено в ходе проверки, основная часть полученных средств направлялась регионами на реализацию инфраструктурных проектов в сферах жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. На конец проверяемого периода неиспользованный остаток предоставленных кредитов составил соответственно 2,9 млрд рублей (7,3%) и 2,7 млрд рублей (26,1%)",- говорится в отчете.
Также проверка показала, что во всех проверенных регионах не соблюдались установленные сроки реализации, а также стоимость проектов. Счетная палата отметила, что в основном это было обусловлено уточнением фактических объемов работ, появлением дополнительных работ, ненадлежащим качеством проектно-сметной документации, ростом стоимости строительных ресурсов и неисполнением обязательств подрядчиками.
"В целом по всем проверенным регионам стоимость проектов выросла на 13,2 млрд рублей, или на 32,8%. Перенос сроков отмечен примерно по 60% мероприятий, из них по 18% - более чем на год", - сообщается в отчете.
По мнению Счетной палаты, увеличение сроков и стоимости инфраструктурных проектов может приводить к недостижению заявленных экономических и социальных эффектов от их реализации.
По итогам проверки Счетная палата направила письмо в правительство России с предложением установить в соглашениях о реализации инфраструктурных проектов, финансируемых за счет средств бюджетных кредитов, ответственность за недостижение плановых показателей.
Счетная палата уделила отдельное внимание оценке состояния государственного долга и долговой нагрузки в проверенных регионах. Анализ показал, что, несмотря на рост объема госдолга во всех семи регионах, динамика долговой нагрузки в целом позволяет им сохранять высокий уровень долговой устойчивости.
"Основную долю в общем объеме государственного долга проверенных регионов составляют кредиты, полученные на развитие инфраструктуры, что соответствует установленному президентом стратегическому ориентиру - использование инструментов долговой политики в инвестиционных целях", - сказал Лаптев.
Другие факты
В ходе проверки в ряде регионов Счетная палата установила случаи длительного отвлечения средств на предоставление авансов подрядчикам по контрактам, которые впоследствии были расторгнуты. Так, по данным отчета, значительные объемы средств были отвлечены на срок до двух и более лет и до настоящего времени возвращены подрядчиками не в полном объеме. "Подобное авансирование контрагентов без проведения работ с последующим расторжением контракта может расцениваться как беспроцентное кредитование", - отметил Лаптев.
Кроме того, отмечены случаи необеспечения эффективного использования транспортных средств, приобретенных за счет специальных казначейских кредитов. Так, эксплуатация закупленных автобусов началась только спустя 6-9 месяцев после приобретения, при этом на маршрутах используется менее половины машин. "Объем недополученной билетной выручки оценочно составил не менее 75 млн рублей", - говорится в отчете СП.