Дания строит самый длинный в мире подводный тоннель: проект Fehmarn Belt свяжет Скандинавию с Центральной Европой
Проект, стоимость которого оценивается в 6,2 млрд фунтов стерлингов, направлен на замену паромного сообщения между южной Данией и северной Германией на электрифицированную высокоскоростную магистраль, рассчитанную как на пассажирские, так и на грузовые перевозки. Время в пути для автомобилей сократится с 45 до 10 минут, а для поездов – до 7 минут при скорости до 200 км/ч.
По замыслу инициаторов, Fehmarn Belt станет ключевым звеном Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T), обеспечив прямой, бесперебойный и экологичный маршрут из Скандинавии в Центральную Европу. Он позволит повысить пропускную способность региональных коридоров, снизит нагрузку на паромное сообщение и обеспечит устойчивую альтернативу морским перевозкам, что особенно важно в контексте климатической повестки ЕС.
Ключевые особенности проекта
Строительство ведется с обеих сторон – на датской (с 2022 года) и немецкой (с 2023 года).
Основу конструкции составят 89 гигантских бетонных секций, которые будут погружены в заранее подготовленную траншею на морском дне.
Проектом руководит датская государственная компания Sund & Bælt.
Финансирование строительства полностью взяла на себя Дания, рассчитывая окупить вложения через плату за проезд автомобилей и поездов.
Проект получил новый импульс в 2023 году, когда датский король Фредерик X торжественно открыл первую секцию тоннеля. В настоящее время ведутся масштабные работы на крупнейшей стройплощадке Северной Европы – в Редбюхавне на Лолланде.
Fehmarn Belt логически продолжает развитие трансграничной инфраструктуры в регионе. Он дополняет уже существующую сеть мостов и туннелей, таких как мост Эресунн между Копенгагеном и Мальме, открытый в 2000 году, и магистраль между Зеландией и Фюном, построенная в конце 1990-х годов.
Ожидаемые эффекты
Ускорение движения пассажирских и грузовых поездов между Скандинавией и Германией.
Снижение выбросов CO₂ за счет замены паромного транспорта.
Увеличение туристического и торгового потока.
Рост транспортной устойчивости в условиях изменения климата.
Завершение строительства тоннеля запланировано на 2029 год. После ввода в эксплуатацию Fehmarn Belt станет не только символом инженерного прогресса, но и моделью для развития устойчивых транспортных коридоров будущего.