Почему на Урале забуксовала госпрограмма развития картофелеводства

В канун посевной кампании на сайте Свердловского управления Россельхознадзора появилась информация, которая спровоцировала если не скандал, то серьезный переполох. Сообщалось, что в самом плодородном Сысертском округе области обнаружено поле площадью 40 гектаров, с которого не убран прошлогодний урожай картофеля: перемороженные клубни весной превратились в кашицу.

Почему на Урале забуксовала госпрограмма развития картофелеводства
© Российская Газета

Дешевле запахать

На основе данных о средней урожайности по региону журналисты некоторых СМИ бойко подсчитали, что потери составили не менее 600-700 тонн.

- Да если бы у меня был в реальности такой урожай, я бы не оставил его в земле, - признался корреспонденту "РГ" фермер Алексей Бондарев, чье поле как раз и стало поводом для обсуждения. - На самом деле картошка из-за дождливого лета не успела вызреть до наступления холодов, была мелкой, как горох, то есть урожай - никакой. Выгоднее было оставить клубни перегнивать в земле, чем тратить усилия и деньги на их сбор. У меня такой картофель не купил бы никто. Зато сейчас удобрения вносить не нужно: природные фосфор, калий - все в пашне.

Бондарев - фермер со стажем. Он одним из первых в Сысертском районе основал свое хозяйство, причем специализировался поначалу исключительно на картофеле - засевал 110 гектаров. Равнялся на приоритеты советских времен, когда картофелеводство на Урале активно развивалось. Зерно из-за капризной погоды вызревало редко, а второй хлеб давал стабильный урожай, который всегда был востребован. Да и проблем с трудовыми ресурсами в то время не возникало: убирать картофель помогали всем миром - студенты, школьники, рабочие.

Но вскоре фермер понял, что делать ставку на одну картошку невыгодно. Главная загвоздка - нехватка рабочих рук. Но даже собранный урожай без специализированного хранилища сложно сохранить до весны, когда за овощи дают более выгодную цену. Потому картофельный клин Бондарев начал медленно сокращать в пользу кормовых культур для молочного животноводства. Сейчас большая часть прибыли хозяйства - от продажи молока и производства своей молочной продукции, в основном сыров, которые оценили жители окрестных поселений. Злополучные 40 гектаров, где сгнил прошлогодний урожай, оказались последней каплей в длинной картофельной эпопее.

При приобретении элитного семенного картофеля покупателю должны компенсировать из бюджета до 70 процентов его стоимости, но это не везде работает

- В этом году оставлю только 12 гектаров, да и те засею не продовольственным, а семенным картофелем. Специально съездил в подмосковный селекционный центр и закупил элиту двух новых сортов, которые, кстати, были выведены нашими уральскими учеными. Характеристики отличные, попробую сделать ставку на семена. Совсем-то убирать второй хлеб из крестьянского "рациона" не хочется, - раскрыл планы Алексей.

Но почему закупил семена так далеко? Ведь буквально в соседнем Белоярском округе уже несколько лет реализуется проект "Уральский картофель", нацеленный как раз на селекцию и размножение отечественных сортов. Фермер ответил просто: "Информации о нем немного, поэтому действовал так, чтобы не прогадать".

Клин клином

О том, что в Свердловской области в последние годы неуклонно сокращаются посевы картофеля, "РГ" уже писала. Тревожная тенденция продолжает нарастать. Если в прошлом году крупные хозяйства и фермеры региона отвели под "борщовый набор" 13,2 тысячи гектаров, то в нынешнем картофелем и овощами открытого грунта планируется засеять лишь 7,6 тысячи. Главная причина - изменение структуры посевов: в регионе сделали ставку на развитие молочного животноводства, и в большинстве хозяйств предпочитают использовать поля для выращивания кормовых культур.

Но в итоге такое перераспределение сказывается и на кошельках жителей Среднего Урала, в основном горожан. Уже зимой полки магазинов начинает наполнять импортный картофель: с января в Свердловскую область поступило 88 тонн клубней из Египта и Пакистана. Закупается такой товар, понятно, на валюту по текущему курсу, а потому и цены на любимый клубнеплод соревнуются со стоимостью экзотических фруктов. За прошлый год, по данным Свердловскстата, второй хлеб на Среднем Урале подорожал на 89,4 процента, а с января по март 2025-го прибавил в цене еще более 20 процентов. И рост цен точно не остановится до нового урожая.

К счастью, Средний Урал статус картофельной территории еще не полностью утратил. Выручили два урожайных года, которые, несмотря на сокращение площадей, позволили не только наполнить овощехранилища, но и делиться с соседями.

Правда, в нынешнем плачевном состоянии отрасли производители картофеля винят как раз суперурожай 2023 года. Хранилища были наполнены под завязку, и крестьянам пришлось сбывать собранные клубни перекупщикам за бесценок. Предприятий по глубокой переработке картофеля в регионе практически нет.

А вы заработайте!

Почти одновременно с историей о перезимовавшей картошке была обнародована официальная информация об изменении региональных мер поддержки картофелеводов. Врио губернатора Свердловской области Денис Паслер не принял проект постановления об их субсидировании, поручив доработать механизм.

- С 2025 года помимо выполнения показателей по объемам производства и реализации картофеля получатели господдержки должны будут обеспечить уровень зарплаты на своих предприятиях не ниже среднеотраслевой, - отметил глава региона на заседании правительства.

По его словам, такое требование к получателям субсидий поднимет уровень жизни на селе. Впрочем, у фермеров данное решение особых эмоций не вызвало. Крестьяне оценили его философски.

- Помимо конкретной программы есть множество других мер государственной поддержки, которые позволят хозяйствам не упасть: на закупку техники, внесение удобрений, строительство хранилищ. Главное - разобраться во всех нюансах. Хотя, конечно, странно с одной стороны помогать, а с другой - требовать повышения расходов, - невозмутимо пояснил нам фермер из Нижнесергинского района Андрей Савченко.

- На селе средняя зарплата - тысяч 20. Не думаю, что небольшим хозяйствам удастся поднять ее наемным работникам даже наполовину. Будем рассчитывать только на себя. А крупные сельхозпредприятия если и поднимут, это тут же скажется на себестоимости продукции, - прикинул последствия нововведения Бондарев.

Терра инкогнита

Как будет решаться вопрос с региональными субсидиями, ждут и селекционеры: от финансового самочувствия хозяйств зависит и продвижение научных разработок. Проект "Уральский картофель", запущенный более семи лет назад, изначально называли прорывным. Он включен в госпрограмму поддержки российского картофелеводства с финансированием из бюджета РФ в размере более 100 миллионов рублей. При выходе на полную мощность должен давать 10 тысяч тонн элитных семян в год, что поможет региону уйти от импортозависимости. Решать эту проблему необходимо: еще недавно из 400 сортов картофеля, зарегистрированных в России, только 80 имели отечественное происхождение.

В рамках проекта уже созданы три местных сорта - "аляска", "терра" и "шах". Они прошли испытания и показали хорошие результаты в других регионах - Челябинской и Астраханской областях. Селекционеры сетуют: очень сложно раскручивать сорта, которые никому не известны. И в этом основная проблема.

В федеральной программе заложена серьезная господдержка: при приобретении элитного семенного картофеля покупателю должны компенсировать из бюджета до 70 процентов его стоимости, но, к сожалению, это не везде работает.

Разница в цене между семенами высокой репродукции и массовкой огромная: обычная семенная картошка на рынке стоит до 10 рублей за килограмм, суперэлита от серьезного производителя - 70. Создателям новых сортов приходится искать золотую середину. Зато их товар начали узнавать - та же "терра" уже не инкогнита. Разошлись местные семена в основном по хозяйствам Свердловской и Челябинской областей. И в этом году уральские сельхозпроизводители, несмотря на более высокую цену, закупили их целенаправленно.

Между тем

Селекционно-семеноводческое предприятие долго работало самостоятельно, но недавно было куплено одним из крупнейших в Свердловской области агрохолдингов. Тем не менее в рамках госпрограммы продолжает сотрудничество с учеными УралНИИСХоза и Уральского государственного аграрного университета по разработке и испытанию новых отечественных сортов картофеля.