Без частных инвестиций высокоскоростная магистраль в Калифорнии не будет построена
По данным Калифорнийского управления высокоскоростных железных дорог (California High-Speed Rail Authority), по состоянию на начало 2024 года завершено около 81% работ на первом участке длиной 119 миль в Центральной долине. При этом начало движения поездов по данному отрезку прогнозируется не ранее 2030–2033 годов. Строительство всей линии до Лос-Анджелеса и Анахайма, изначально обещанное избирателям в 2008 году, остается без четких сроков.
Согласно бизнес-плану управления, стоимость полного проекта составляет около $128 млрд, при том что до 2030 года предусмотрено лишь до $29,7 млрд подтвержденного финансирования, включая федеральные, региональные и собственные источники.
В феврале министр транспорта США Шон Даффи распорядился провести проверку эффективности, что может привести к аннулированию федеральных субсидий на сумму до $4 млрд. Президент США Дональд Трамп, в свою очередь, охарактеризовал проект как «вышедший из-под контроля» и заявил, что федеральный бюджет не будет покрывать его затраты.
На этом фоне генеральный директор Калифорнийского управления Ян Чоудри активизировал работу с частными инвесторами. По его словам, интерес к проекту проявляют частные инвестиционные компании, особенно в части развития транспортной и сервисной инфраструктуры, логистики и цифровых решений.
В ближайшее время планируется публикация запроса о выражении заинтересованности (RFI), чтобы оценить потенциальные модели государственно-частного партнерства (ГЧП). Возможные направления для инвестирования включают монетизацию активов (железнодорожный подвижной состав, вокзалы, логистика), прокладку волоконно-оптических сетей, коммерческую застройку вдоль коридора линии, а также аренду инфраструктурных объектов частным операторам.
Параллельно губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом в пересмотренном проекте бюджета на 2026 финансовый год предложил ежегодное финансирование в размере $1 млрд из программы ограничения торговли выбросами CO₂ (Cap-and-Trade Program). Средства от продажи квот на выбросы парниковых газов, согласно концепции, будут направлены на развитие устойчивого транспорта.
Тем не менее в условиях политической нестабильности, задержек в строительстве и масштабного дефицита средств эксперты называют привлечение частного капитала ключевым условием для выживания проекта. Его успешная реализация могла бы стать первым примером полноценной высокоскоростной магистрали в США, но для этого потребуется не только инфраструктурное лидерство, но и долгосрочные финансовые решения – как на уровне штата, так и с участием частного сектора.