Город-спутник Владивостока построят не раньше 2055 года
Высокая ключевая ставка препятствует активному участию инвесторов в крупномасштабном проекте строительства города-спутника Владивостока, расположенного в Надеждинском районе. Согласно последней информации, представленной министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым в интервью РБК Приморье, сроки реализации проекта перенесены на 2055 год.
Предполагаемые затраты на строительство города-спутника оцениваются в сумму около 970 млрд рублей, из которых примерно 30 млрд рублей пойдет на развитие инфраструктуры. Площадь под будущий город уже выделена — это 1,4 тыс. га земли. Первоначально планировалось построить жильё общей площадью 2,5 млн квадратных метров, рассчитанное на проживание 80 тыс. человек. Но, как пояснил Алексей Чекунков, расчеты были скорректированы.
Проведен полный анализ градостроительного потенциала, и выяснилось, что вместимость города достигает 7 млн квадратных метров жилья, где смогут проживать до 200 тыс. человек. В настоящий момент осуществляются переговоры по обеспечению территории необходимой инфраструктурой. Планируется, что проект будет реализован ориентировочно к 2055 году. Однако, естественно, интенсивность развития начнет нарастать, когда банковская ставка станет приемлемой для бизнеса. При ставке в 27% затруднительно приступать к таким масштабным проектам, отметил министр.
Он полагает, что решить проблему могло бы снижение разрыва между инфляцией и банковской ставкой, что сделало бы проект привлекательным для частных инвесторов.
Возможно, естественный темп инфляции окажется не 2%, как сейчас полагают, а гораздо выше, скажем, 10%. Если допустить, что инфляция равна 10%, а банковская ставка установлена на уровне 15%, то реальная ставка составит 5% — это уже рабочая цифра, при которой бизнес сможет развиваться. Сегодня же при реальной инфляции в 10% и платеже банку в 27% выжить сможет разве что спекулятивный бизнес, резюмировал Чекунков.
В 2022 году предполагалось, что строительство города-спутника потребует около 300 млрд рублей, причем девять десятых этой суммы собирался покрыть частный капитал. Однако в начале 2024 года глава Корпорации развития Дальнего Востока Николай Запрягаев сообщил, что стоимость проекта выросла до 1,4 трлн рублей, из которых основную часть — 1 трлн рублей — предлагается направить из частных источников. Первоначальный мастер-план предусматривал завершение строительства к 2036 году.