Самолет «Байкал» снова в игре: проект возобновлен, но двигатель остается главной загадкой
«Есть четкое понимание, какие шаги нужно сделать: продолжить программу испытаний, чтобы получить сертификат в установленные сроки госконтракта, в конце 2026 года. Нет сомнений, что эта работа будет завершена в соответствии с контрактом», – сообщил врио губернатора Свердловской области Денис Паслер во время посещения промплощадки. «Хабаровские авиалинии» должны были в 2025 году в числе первых получить экземпляр воздушного судна, однако производство, начатое более 10 лет назад, никак не могут завершить. Недавно вице-премьер Юрий Трутнев на заседании в Госдуме потребовал доработать проект. «За последние 12 лет было потрачено немало ресурсов на разработку нового самолета, однако реального результата достичь не удалось. Сначала шесть лет ушло на попытки собрать машину, а затем еще столько же на признание невозможности ее создания», – сказал он. Он даже изъявил желание подключиться к процессу, а именно провести встречи с конструкторами, изучить технические предложения и определить, что можно сделать для возобновления проекта. Эксперты, с которыми он уже консультировался, считают разработку нового самолета технически возможной. Позже министр финансов РФ заявил о выделении необходимых ресурсов для поддержки производства и разработки «Байкала». История этого проекта – настоящая хроника неудач. С 2011 года проект сменил пять производственных площадок. Было создано несколько опытных образцов с разными характеристиками, однако серийное производство так и не начали. А ключевой проблемой стало отсутствие двигателя. Первые прототипы летали с американскими General Electric H80-100, но санкции сделали дальнейшие поставки невозможными. При этом в России никогда не производили собственные двигатели для малой авиации – даже легендарные Ан-2 всегда летали на моторах, созданных по американской лицензии. Так что вопрос о том, какой двигатель будет использовать «Байкал» в 2026 году, остается без ответа. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин