Мишустин во главе делегации в Душанбе: обсуждали не только транспорт и кооперацию

5 июня в Душанбе состоялось заседание Совета глав правительств СНГ. В стенах президентского комплекса «Кохи Сомон» обсудили развитие промышленной кооперации, расширение расчетов в нацвалютах, логистику, здравоохранение.

Мишустин во главе делегации в Душанбе: обсуждали не только транспорт и кооперацию
© Московский Комсомолец

© Наталия Губернаторова

Российскую делегацию возглавил Михаил Мишустин, накануне встретившийся с Эмомали Рахмоном. По словам премьера, товарооборот РФ со странами СНГ превысил 10 трлн рублей, а взаимодействие в рамках Содружества, несмотря на внешнюю турбулентность, сохраняет устойчивую динамику. Вопрос в том, насколько политические декларации совпадают с экономической практикой — и есть ли у СНГ шанс стать чем-то большим, чем форматом встреч.

Повестка заседания Совета глав правительств СНГ в Душанбе была сложная, многослойная, временами избыточная. Она сочетала в себе заявления об «углублении кооперации» и обсуждение регламентов нагрудных знаков. Но за протокольной шелухой угадывалась попытка Содружества найти себе новую роль — не только как памяти о прошлом, но и как проекта будущего, пусть и не слишком амбициозного.

Заседание Совета глав правительств СНГ открылось словами приветствия, но особенно показательно, что Мишустин отдельно отметил присутствие новых участников: премьер-министра Белоруссии Александра Турчина и председателя кабмина Киргизии Адылбека Касымалиева. Глубинный смысл был не в протоколе, а в том, что ротация персоналий в Содружестве происходит медленно — как, впрочем, и сама эволюция СНГ.

В коротком вступлении Мишустин напомнил: год особенный — 80 лет Победы, Год мира и единства в борьбе с нацизмом. После этого резюме премьер перешёл к более практическим темам: расчёты в нацвалютах, промышленная кооперация, логистика, таможенный транзит.

В этом смысле СНГ напоминает старый, но ещё работающий механизм: скрипит, но едет. По словам Мишустина, доля стран СНГ в товарообороте России уже превысила 15,5% — что, учитывая общий разворот экономики на Восток, выглядит даже не скромно, а стабильно. Главы правительств говорили о новых кооперационных цепочках в тяжёлом машиностроении, обсуждали поддержку совместных проектов субсидированием кредитов — с оговоркой, что механизмы пока «прорабатываются».

Таджикистан, председательствующий в СНГ в 2025 году, обозначил вектор: экономика, логистика, гуманитарика. Рахмон подчеркнул — Россия остаётся стратегическим партнёром. В ответ Мишустин заверил, что Москва будет поддерживать инициативы, направленные на повышение качества жизни в странах СНГ.

Заседание шло в двух форматах: сначала узкий — где главы правительств обменялись мнениями, затем — широкий. Повестка включала 18 вопросов: от концепции сотрудничества в лёгкой промышленности до согласования воздушного движения. Приняли документы о проведении Форума волонтёров СНГ, учреждении нагрудного знака «За развитие туризма», а также протоколы по здравоохранению и межрегиональному сотрудничеству.

Но за фасадом многочисленных формулировок — вечный вопрос: может ли СНГ быть интеграцией не только по инерции? Не только как привычный формат, куда приезжают по календарю, но как площадка, где что-то реально решается.

На этот раз попытка была. Мишустин предложил подключаться к системе единого таможенного транзита ЕАЭС — чтобы удешевить перевозки и повысить безопасность.

Рассуждая о будущем СНГ, российский премьер упомянул и «пятёрку» — вероятно, имея в виду ЕАЭС. Сближение норм, гармонизация законодательства, свобода движения капиталов и людей — всё это пока в режиме «в проработке». Но в условиях, когда даже скромная координация между государствами уже требует усилий, такое «в проработке» — уже немало.