Калифорнийский проект ВСМ сохраняет поддержку избирателей, несмотря на угрозу потери федерального финансирования
Уровень поддержки вырос более чем на 10 процентных пунктов по сравнению с аналогичным исследованием 2022 года (56% «за», 35% «против»). Особенно высокие показатели зафиксированы в Лос-Анджелесе и районе залива Сан-Франциско (по 71%), а также во Внутренней империи (68%), округе Ориндж и Сан-Диего (64%) и Центральной долине (56%). Опрос был проведен с 1 по 14 апреля среди 1025 зарегистрированных избирателей. Погрешность составила ±5 п. п.
Тем временем администрация Трампа в среду раскритиковала ход реализации проекта. В письме в адрес Калифорнийского управления высокоскоростных железных дорог (CHSRA) исполняющий обязанности главы Федеральной железнодорожной администрации (FRA) Дрю Филли сообщил, что «нет жизнеспособного пути» даже для завершения 119-мильного участка, который рассматривается как стартовая фаза. Федеральные власти ранее вложили в проект $4 млрд.
«Калифорнийское агентство обмануло налогоплательщика, не имея реалистичного плана своевременной реализации даже этой части проекта», – отметил Филли.
Администрация Трампа допускает возможность взыскания ранее выделенных средств, однако пока официальных требований не выдвигала. Губернатор штата Гэвин Ньюсом предложил альтернативное решение – государственное финансирование в объеме $1 млрд в год на протяжении 20 лет. Эти средства планируется направить на завершение участка между Бейкерсфилдом и Мерседом в Центральной долине, запуск которого ожидается к 2033 году.
В поддержку проекта выступили сенаторы-демократы Алекс Падилья и Адам Шифф, назвав действия администрации Трампа «ударом по транспорту 21 века» и попыткой политического давления на Калифорнию. «Высокоскоростные железные дороги – это транспорт будущего, который соединяет города, создает рабочие места и делает передвижение доступным и быстрым», – заявили сенаторы в совместном обращении.
Избиратели Калифорнии одобрили выпуск облигаций на $10 млрд еще в 2008 году, с расчетом завершить проект к 2020 году. Однако сроки были сдвинуты более чем на 10 лет, а стоимость превысила $100 млрд. По словам президента U.S. High Speed Rail Энди Кунца, «поддержка проекта растет, поскольку дорожная и авиационная инфраструктура штата не справляется с нагрузкой».