АККОР: Государство не делает ставку на фермеров в вопросе молока

В рубрике «Колонка эксперта» - вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Ольга Башмачникова.

АККОР: Государство не делает ставку на фермеров в вопросе молока
© Rosng.ru

- Хочу привести данные из недавней истории. В 2017 году Всемирный банк в своём докладе «Меры государственной политики России для обеспечения конкурентоспособности агропродовольственного сектора и привлечения инвестиций» констатировал: «В России растёт количество малых ферм от 10 голов коров, которые имеют хорошую перспективу роста». Это подтверждали и данные сельскохозяйственной переписи 2016 года. Тогда в 21% личных подсобных хозяйств было более 5 голов КРС, и в целом на ЛПХ приходилось 57% общего поголовья.

Анализируем следующее заявление Всемирного банка: «Созданные мегакомплексы не увеличивают долю в производстве молока, постепенно она будет снижаться. При этом рост объёмов обеспечивается хозяйствами с малым поголовьем». Согласно статистике с 2006 по 2016 годы, прирост поголовья в КФХ был сопоставим с его потерей в сельхозорганизациях – «+710 тысяч голов» и «-718 тысяч голов» соответственно.

Хочу также отметить другие постулаты из отчёта Всемирного банка восьмилетней давности. - Молочное животноводство в России характеризуется высоким процентом выбраковки коров и низким репродуктивным периодом. Основная причина – в высокой концентрация поголовья. Для большого поголовья невозможно обеспечить достаточный уровень зелёного корма, что приводит к заболеванию коров, снижению репродуктивного периода и выбраковке. - Небольшие молочные фермы при увеличении их количества не демонстрируют высокой продуктивности и технической модернизации, что свидетельствует об отсутствии их доступа к новым технологиям, инвестициям и о потенциальных трудностях с получением более качественного генетического материала.

Таким образом, эксперты международной организации заявили, в частности, что увеличение объёмов производимого молока в России может быть эффективно решено за счёт более мелких хозяйств. Меры государственной политики малых и средних ферм должны быть направлены на повышение показателей продуктивности и доходности, обеспечение доступа к рынкам сбыта и инвестициям и доведения до них инноваций и технологий.

Что мы имеем сейчас? В 2024 году КФХ впервые снизили поголовье коров на 4,7%, ЛПХ – на 3,4%.

Вот основные причины такой отрицательной динамики: - низкие закупочные цены на молоко в связи с затоваренностью рынка пальмовым маслом и сухим молоком, которые снижают потребность переработчиков в живом натуральном сырье; - недоступность субсидий и льготных кредитов; - многочисленные ФГИСы, в которых должны быть зарегистрированы и работать животноводческие хозяйства. К примеру «Меркурий». Ещё есть «Честный знак». Если же имеется собственное выращивание кормов, что раньше выгодно отличало КФХ в части затрат, то добавляются ещё и все ФГИСы, действующие для растениеводства; - правила использования побочных продуктов животноводства и соответствующие проверки, грозящие в перспективе штрафами; - дефицит кадров; - дороговизна новых технологий и отсутствие сервисов и консалтинга, которые на аутсорсе могли бы решать большое количество административных задач хозяйства.

А если ещё вместо технических условий работать можно будет только по ГОСТам, тогда фермерского молока и творога вообще не будет.

Мне совершенно очевидно, что государство в вопросе молока делает ставку не на фермеров, а только на крупные комплексы от 1000 голов. А ведь если бы была другая аграрная политика и осознание всех плюсов и минусов купных, средних и малых ферм, то результат мог бы быть другим. Тогда бы при разработке регуляторики и администрирования процессов ставилась задача сберечь малых, которая по факту, увы, не ставится.