Национальный автомобильный союз предложил заменить устаревшие камеры на дорогах
Треть комплексов фотовидеофиксации нарушений на дорогах устарели и нуждаются в обновлении, считают в Национальном автомобильном союзе (НАС). Поэтому организация направила письмо (есть в распоряжении "РГ") председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой провести аудит парка камер в России и обновить их. Поскольку это напрямую влияет на безопасность дорожного движения.
Больше всего НАС беспокоит то, что многие водители не пристегиваются, пользуются телефонами за рулем, а мотоциклисты ездят без шлемов, следует из письма. Как говорится в тексте, современные камеры распознают большое количество типов нарушений Правил дорожного движения, напрямую влияющих на безопасность. Союз давно и последовательно борется с практикой отказа от пристегивания ремней безопасности. Все комплексы фотовидеофиксации в России должны фиксировать этот вид нарушений.
По результатам исследования, проведенного аналитиками НАС, порядка 30% действующих на российских дорогах комплексов фотовидеофиксации относятся к устаревшим и неэффективным типам устройств. Половина этого количества эксплуатируется от 5 до 7 лет, а другая половина - более 7 лет.
В рамках исследования использовались исключительно официальные источники данных: перечень комплексов фотовидеофиксации взят с официального сайта Госавтоинспекции МВД РФ, данные о поверке комплексов как средств измерения - из системы ФГИС "Аршин". Первая поверка производится при выпуске устройства, поэтому можно легко определить возраст каждого комплекса.
Так, самый старый парк камер фотовидеофиксации выявлен в Краснодарском крае: из 2247 комплексов 920 имеют возраст 5-6 лет, 815 - более 7 лет. Большое количество устаревших комплексов работают и в других крупных регионах: в Московской области: из 1830 комплексов 1224 старше 7 лет, в Ленинградской области (из 1060 комплексов 144 в возрасте 5-6 лет, 250 - 7 лет и старше), в Башкортостане (724 из 1746 в возрасте 5-6 лет), в Татарстане (из 804 комплексов 202 в возрасте 5-6 лет, 243 старше 7 лет), в Самарской области (из 725 комплексов 140 в возрасте 5-6 лет, 217 - 7 лет и старше).
Если учитывать процент устаревшего оборудования фотовидеофиксации от общего количества установленных комплексов, то худшая ситуация наблюдается в Астраханской области: 144 из 148 комплексов, или 97,3%, старше 7 лет. Более 80% камер старше 7 лет работают также в Еврейской автономной области (94,3%), в Ингушетии (83,9%), в Тюменской области (81,1%). Если говорить о комплексах в возрасте 5-6 лет, то наибольший процент наблюдается в республике Коми (90,4%), в республике Алтай (72%), в Липецкой области (68,8%).
Также авторы письма отмечают взаимосвязь между регионами с устаревшим парком комплексов фотовидеофиксации и уровнем аварийности и смертности в них. Согласно информационно-аналитическому обзору Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ за прошлый год, Татарстан, республика Алтай, республика Коми, Вологодская, Воронежская, Ленинградская, Липецкая области, Ямало-Ненецкий автономный округ не достигли региональных показателей транспортного риска. Наибольшей тяжестью последствий характеризовались аварии в Ингушетии.
Устаревшие комплексы не только фиксируют ограниченное количество нарушений Правил - в основном превышение скорости и нарушение разметки - но и характеризуются более высокой погрешностью измерений, что, конечно, вызывает к ним негативное отношение.
Кроме того, НАС напомнил о том, что в бюджете на этот год заложено собрать с водителей штрафов на 52,8 млрд рублей. Ранее планы были скромнее - 6,4 млрд рублей. Если учесть, что 93% всех водительских штрафов выносятся с помощью автоматической фиксации нарушений, то есть риск бюджет не выполнить.
Впрочем, есть тонкости. Дело в том, что все камеры принадлежат регионам. По концессионным договорам ведется их обслуживание. Таким образом, массовая замена комплексов фотовидеофиксации довольно больно ударит по региональным бюджетам, тем более что они таких расходов даже не планировали.
Комментарий
Александр Домбровский, заместитель генерального директора ГК "Урбантех":
- Да, в России на сегодняшний день действительно более 30% парка комплексов фотовидеофиксации являются технически устаревшими и не могут в полной мере быть инструментом повышения БДД.
Более того, ввиду вступивших в силу менее года назад поправок в законодательство мест для возможной установки комплексов стало заметно меньше, и получается, что треть этих мест занимают откровенно устаревшие приборы - в том же законодательстве отсутствуют предписания того, какие составы нарушений должны "уметь" контролировать комплексы. За последние 3-4 года технологии продвинулись - современные комплексы, в отличие от старых, способны фиксировать такие нарушения, как непристегнутый ремень водителя и переднего пассажира, езду без мотошлема, разговор по телефон за рулем и прочее. Эти нарушения, как правило, приводят к тяжким последствиям ДТП.