Поможет ли Кузбассу уйти от угольной зависимости сотрудничество с Беларусью

В Кузбассе могут начать производство БелАЗов и продолжат расширение базы сервисного обслуживания белорусских машин. Это станет еще одним важным шагом к диверсификации экономики региона.

Поможет ли Кузбассу уйти от угольной зависимости сотрудничество с Беларусью
© Российская Газета

Развитие торгово-экономических отношений, промышленное сотрудничество, а также укрепление отношений в сферах образования, культуры и туризма недавно обсудили в Москве глава Кемеровской области Илья Середюк и чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в России Александр Рогожник. Тысячи карьерных самосвалов разной грузоподъемности, выпускаемых в белорусском Жодино, уже много лет успешно работают на угольных разрезах Кузбасса, который обеспечивает более половины всего объема угледобычи в России. Техобслуживание и ремонт большегрузов с некоторых пор осуществляют на месте, что значительно ускоряет и облегчает процесс. Кроме того, Кузбасс - весьма подходящий полигон для испытания новых, экспериментальных видов БелАЗов. В последнее время - импортонезависимых машин с дизельными двигателями.

Первая очередь центра технической поддержки "БелАЗ" в географическом центре региона - рядом с поселком Грамотеино Беловского муниципального округа - открылась в 2020 году. А в 2023-м белорусские партнеры расширили полномочия и возможности сервисного комплекса. Он получил право на реализацию и сопровождение техники самых известных брендов не только для угольщиков, но и для химических и металлургических предприятий, машиностроения, дорожного комплекса, ЖКХ, сфер общественного транспорта и сельского хозяйства. Например, аграрии найдут здесь все - от трактора и сеялки до бороны и картофелесажалки, а также запчасти к ним. При этом подходы к обслуживанию клиентов на площадке - самые передовые, включая наличие мобильных сервисных бригад, действующих круглосуточно, как скорая помощь.

До конца 2025 года в Кузбассе должна открыться вторая очередь мультибрендового центра. Строящийся комплекс, добавив к существующим 15, 5 тысячи квадратных метров еще 8,6 тысячи, сделает центр крупнейшим в России. Общий объем инвестиций в проект превысит 1,2 миллиарда, а поступления налогов в бюджет по итогам его реализации до 2028 года - 750 миллионов рублей.

- Ключевой вопрос - локализация производства комплектующих для БелАЗов в Кузбассе. Это даст нам новые рабочие места, увеличит объем налогов, а также удешевит технику для наших промышленников. Ведь за счет локализации уменьшится ее себестоимость, - подчеркнул Илья Середюк. - На повестке - создание новой экономики Кузбасса, уход от угольной зависимости. Точнее, от зависимости от мировых цен на уголь.

Когда цены падают, как это происходит сейчас, доходы угольщиков снижаются, как и поступления в бюджет области. В прошлом году казна недополучила 58 миллиардов рублей. И если верить прогнозам экспертов, в ближайшее время ситуация не изменится.

- Мы больше не можем зависеть только от одной отрасли. Наша задача - диверсифицировать экономику, чтобы Кузбасс стал многопрофильным и устойчивым, - отметил Илья Середюк. - Развиваем сельское хозяйство, переработку, сферу ИТ, средний и малый бизнес. Мы не отказываемся от угля, но хотим создать подушку безопасности. Речь о разумном балансе: сохраняем лидерство в угольной отрасли и параллельно открываем новые направления. Так мы защитим благополучие семей шахтеров и дадим шанс тем, кто хочет развиваться в других сферах.

Новая кузбасская экономика - это в том числе создание двух кластеров машиностроения - на севере и на юге области, а также развитие металлургического кластера с глубокой переработкой сырья. И решения для диверсификации экономики руководство Кузбасса ищет не только в России, но и за ее пределами, работая с дружественными странами. Уже в ближайшее время переговоры о сотрудничестве пройдут в Беларуси, где Илья Середюк встретится с представителями республиканского правительства и президентом Александром Лукашенко.

Между тем

Новые образцы спецтехники машиностроители Союзного государства представили на XXXIII Международной выставке "Уголь России и Майнинг" в Новокузнецке. Прежде всего это первый карьерный 70-тонный грейдер БелАЗ-79770, который предназначен для устройства и обслуживания технологических дорог на угольных разрезах, где работают большегрузные самосвалы. Машина, оснащенная дизельным двигателем мощностью 600 лошадиных сил, способна перемещать тонны грунта, а еще эффективно бороться со снежными заносами. При высокой проходимости грейдер способен разгоняться до 28 километров в час, в том числе благодаря ведущему мосту. Ключевой рабочий орган машины - регулируемый отвал в 7,3 метра шириной, изготовленный из высокопрочной и износостойкой стали. При этом рабочее место оператора с системой видеонаблюдения напоминает кабину космического корабля с эргономичными джойстиками в подлокотниках сиденья, контроллерами, управляющими гидравликой и прочим оборудованием. Основные параметры выводятся на сенсорный дисплей электронной панели приборов, что позволяет быстро обнаружить и устранить любую неисправность.

Первые опытно-промышленные испытания грейдер (а белорусский завод может выпускать минимум десять таких машин в год) пройдет на одном из разрезов крупной угольной компании в Кузбассе.