МОСКВА, 11 июня. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым предельный срок внесения правительством РФ в Госдуму проекта федерального бюджета переносится с 15 сентября на 1 октября. Также приняты поправки , касающихся казначейского мониторинга, зачисления штрафов и госпошлин в бюджеты бюджетной системы РФ, порядка представления распределения межбюджетных трансфертов при планировании бюджета на следующий год.
Норма о внесении бюджета на очередную трехлетку до 15 сентября появилась в законодательстве в 2021 году, однако все последующие годы правительство РФ вносило поправки о возвращении к ранее действующей норме - внесении проекта федерального бюджета до 1 октября. Внесение в Бюджетный кодекс такого изменения обеспечит учет актуальных макроэкономических показателей в проекте федерального бюджета и его сбалансированность, говорится в пояснительной записке.
Кроме того, Бюджетный кодекс дополняется новой главой "Информационное обеспечение бюджетного процесса". "Предлагается зафиксировать необходимость использования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" и ее основные функции, определить обязательность использования данной информационной системы всеми участниками бюджетного процесса федерального уровня, а также предоставления содержащихся в ней единых классификаторов, справочников, реестров, формуляров и ее отдельных функциональных возможностей в виде сервиса всем заинтересованным пользователям", - говорится в пояснительной записке.
В законе уточняется норма, регулирующая проведение казначейского мониторинга: казначейский мониторинг будет проводиться при открытии лицевых счетов и осуществлении операций на таких лицевых счетах и распространяться на всех участников системы казначейских платежей. Расширяется перечень оснований для отказа в открытии (приостановления открытия) лицевых счетов, запрета (отказа) осуществления операций на лицевых счетах. Определяется перечень операций, при осуществлении которых такой мониторинг не проводится. Устанавливается обязанность государственных заказчиков, получателей бюджетных средств, заказчиков по контрактам обеспечивать включение условий о казначейском сопровождении в случае, если средства подлежат казначейскому сопровождению.
Компании с офшорным капиталом получат право на субсидии
Также, согласно закону, суммы штрафов за административные правонарушения, выявленные исполнительными органами субъектов РФ, осуществляющими государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. Уточняются положения в части доходов от госпошлины, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. Перечень доходов, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, дополняется соответствующими видами страховых взносов.
Закрепляется требование о направлении главными распорядителями средств федерального бюджета не позднее 20 августа текущего года в высшие исполнительные органы субъектов РФ и в Минфин России проектов распределения между бюджетами субъектов РФ субсидий из бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Предусматривается, что не будет осуществляться распределение на плановый период субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, правилами предоставления которых предусмотрено проведение ежегодных конкурсных отборов в случае, если срок реализации мероприятий, на софинансирование которых предоставляются такие субсидии, составляет не более одного года. Правила предоставления таких субсидий должны содержать нормы о сроках проведения конкурсных отборов для распределения на очередной финансовый год не позднее 1 сентября текущего финансового года. С 1 апреля на 1 февраля переносится предельный срок приведения государственных программ субъектов РФ (начиная с 1 января 2026 года), муниципальных программ (начиная с 1 января 2027 года) в соответствие с законом о бюджете.
На постоянной основе закрепляется право правительства РФ принимать решения о нераспространении на субсидии и бюджетные инвестиции, предоставляемые российским юридическим лицам, запрета на предоставление субсидий и бюджетных инвестиций иностранным юрлицам, в том числе офшорным компаниям, а также российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25%.
Получателям средств федерального бюджета предоставляется право открывать счета в Центральном банке РФ и кредитных организациях в соответствии с разрешением Минфина России, выданным им для осуществления расходов в сфере национальной безопасности, национальной обороны, правоохранительной деятельности, а также расходов за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральном бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период, составляющих государственную тайну. Предусмотрено расширение срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных платежей до трех лет в случае отмены или изменения судебного акта.
Поправки ко второму чтению
Принятыми во втором чтении поправками устанавливается, что проводимая Минфином России оценка объема бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов будет распространяться только на инвестиционные проекты, общая стоимость которых составляет 1 млрд рублей и более.
Также вносятся поправки в закон о контрольно-кассовой технике, согласно которым высшему исполнительному органу субъекта РФ, на территории которого в соответствии с указом президента РФ введено военное положение, предоставляется право на период действия военного положения утверждать перечень населенных пунктов, на территориях которых организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники. Определяется также порядок исключения населенного пункта из этого перечня.