Маркетплейсы кардинально изменили потребление, перенеся витрины в онлайн
Более 200 поправок предложено в один из самых обсуждаемых документов последнего года - законопроект "О платформенной экономике". Планируется, что в ближайшее время он поступит на рассмотрение в Госдуму. Цель инициативы - регулирование взаимоотношений между всеми участниками этого рынка - платформами, продавцами и покупателями.
Зачем регулировать рынок электронной коммерции?
Экономическая эффективность платформенной модели очевидна: по оценкам аналитиков, электронная коммерция ежегодно демонстрирует рост в 20-30%. В условиях внешних вызовов это направление становится одним из драйверов роста ВВП. Поэтому содействие устойчивому и сбалансированному развитию рынка цифровых платформ - одна из первоочередных задач.
Сегодня цифровые платформы превратились в важнейший элемент экономической инфраструктуры России. Так, маркетплейсы, по мнению руководителя оперативного штаба независимого профсоюза "Новый Труд" Алексея Неживого, совершили настоящую революцию в торговле. С одной стороны, они предоставили доступ к широкому ассортименту товаров по приемлемым ценам жителям сельской местности и удаленным небольшим городам. С другой стороны, стали катализаторами развития микро- и малого бизнеса, который получил доступ к огромной аудитории без необходимости создавать собственную инфраструктуру сбыта.
В России в этой сфере заняты миллионы человек, а российские платформы "Озон" и "Вайлдберриз" входят в топ-10 крупнейших маркетплейсов мира. "Современные маркетплейсы кардинально изменили модель потребления, перенеся витрины из магазинов в цифровое пространство. Однако возникла сложная дилемма распределения ответственности между всеми участниками процесса. Сегодня основное бремя проблем почему-то ложится на конечного потребителя, хотя в цепочке задействованы и платформа, и продавцы, и регулятор", - отмечает доцент РЭУ им г.в. Плеханова Александр Тимофеев.
С точки зрения закона, взаимоотношения платформ и компаний, продающих через них свои товары и услуги, платформ и потребителей, продавцов и потребителей практически никак не регламентируются. По мнению к.э.н., доцента кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаила Хачатуряна, чаще всего такие взаимоотношения остаются либо предметом саморегулирования, либо используются форматы традиционных коммерческих отношений, в которых большинство норм и правил вообще не рассматривает и не освещает электронную коммерцию как полноценный вид деятельности, обладающий своими характеристиками.
В такой ситуации отсутствие четкого правового статуса участников рынка "может стать причиной массовых злоупотреблений", считает доцент Института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин.
Это касается, в частности, непосредственно цифровых платформ, которые определяют правила доступа, обеспечивают безопасность сделок и должны гарантировать механизмы защиты для всех сторон. "Однако сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда маркетплейсы, являясь по сути организаторами цифрового рынка, получают значительную прибыль, но не всегда несут соразмерную ответственность. Фактически они могут единолично принимать решения, которые влияют на продавцов, а значит, и на потребителя", - считает Александр Тимофеев.
В этой связи новый законопроект, разработанный при активном и непосредственном участии основных игроков рынка, охватывает все основные аспекты платформенной экономики и деятельности ее участников. "Важно, что данный закон является не просто очередным законодательным актом, вводящим нормативно-правовое регулирование, оторванное от реалий регулируемого объекта. Принимаемый закон станет гибким инструментом, позволяющим создать полную, но адаптивную нормативную основу", - уверен Михаил Хачатурян.
Впрочем, подобная точка зрения не является доминирующей. "Обсуждаемый законопроект о платформенной экономике носит скорее рамочный характер и устанавливает критерии отнесения бизнеса к платформенному типу", - утверждает Алексей Неживой. "Если субъект соответствует критериям платформенности - то есть является посреднической платформой, которая работает по агентскому договору, берет процент, связывает множество исполнителей с множеством заказчиков, - здесь имеет право быть платформенная занятость, - отмечает эксперт. - Другая ситуация у многих служб доставки, где курьеры не взаимодействуют напрямую с заказчиками и работают по фиксированным тарифам. Такие сервисы могут не попасть под определение платформенных и тогда будут вынуждены переходить на трудовые договоры".
В любом случае, закон о платформенной экономике - не просто формальный документ. Это шанс системно изменить сферу электронной торговли, сделать ее устойчивой, конкурентоспособной и справедливой. Важно сохранить баланс: дать рынку развиваться, при этом защитив интересы потребителей и занятых.
Какие проблемы может решить новый закон?
Строго говоря, каждый из игроков рынка нуждается в надежной правовой защите. Необходим механизм, который оградит платформы от контрафакта: ведь сегодня продавец несет некачественный товар не продавцу, а в пункт выдачи заказов. Практически отсутствует защита и у селлеров (партнеров) платформ. "Крупнейшие маркетплейсы могут злоупотреблять своим положением, ограничивая в правах небольших партнеров, "играя" поисковой выдачей внутри себя и используя другие нерыночные механизмы", - рассказывает Вадим Ковригин.
В этой ситуации наиболее выигрышная позиция у покупателей, на страже интересов которых стоит закон "О защите прав потребителей". Однако и здесь есть "подводные камни": платформы гарантировать подлинность товара не могут, а проверить ее сам потребитель не всегда в состоянии.
Зачем нужен институт независимого арбитража для платформенной экономики
Одним из наиболее чувствительных вопросов платформенной экономики остается статус занятых на цифровых платформах граждан. Самозанятые, в частности, селлеры, курьеры, сборщики заказов и другие участники зачастую остаются без пенсионных отчислений, социальной защиты и четкого правового статуса. Закон, который может стать фундаментом для будущего регулирования платформенной занятости, должен предусмотреть шаги по выработке долгосрочной защиты этих категорий. "Это будет, с одной стороны, способствовать росту привлекательности компаний-резидентов платформ в качестве работодателей, а с другой - позволит упростить механизм контроля со стороны государства и сформирует четкие механизмы решения трудовых споров и регулирования трудовых отношений в рамках платформенной занятости", - считает Михаил Хачатурян.
В свою очередь, в "Новом труде" считают необходимым разработать отдельный закон о платформенной занятости. Или даже "кодекс платформеннозанятого" - чтобы "наконец, миллионы людей получили систему защиты своих прав", - резюмирует Неживой.
В качестве возможной меры поддержки для защиты прав людей, работающих на цифровых платформах, эксперты рекомендуют обратить внимание на создание профсоюзов или вступление в уже действующие. "Именно профсоюзы обеспечивают трудящимся необходимую поддержку и защиту в условиях неопределенности. Они помогают формировать коллективный голос для работников, что позволяет им более эффективно отстаивать свои интересы перед платформами и государственными органами", - убежден Вадим Ковригин.
"Должен быть институт независимого арбитража для разрешения спорных ситуаций", - считает Александр Тимофеев. И здесь важная роль отводится не только государству, но и профсоюзам, которые смогут обеспечить четкие правила игры без избыточного регулирования. "Профессиональные объединения смогли бы обеспечить правовую поддержку, защиту интересов и создание системы компенсаций, - уверен эксперт. - Если традиционные профсоюзы кому-то покажутся недостаточно современными, напомню, что есть объединения нового типа, разбирающиеся в специфике платформенной экономики и новых типов занятости. Такие профсоюзы есть, и они уже занимаются вопросами защиты и оперативной поддержки участников цифрового рынка".
"Цифровая экономика требует не ограничений, а создания понятных правил игры для всех участников процесса", - подчеркивает Алексей Неживой. И закон "О платформенной экономике" может стать отправной точкой, которая обеспечит дальнейшее развитие отрасли электронной коммерции.