Перевозки между Петербургом и Африкой выросли в 23 раза за первые месяцы 2025 года

По его словам, такой рост стал возможен благодаря перераспределению грузопотоков: к портам Северо-Запада активнее подключаются для вывоза экспортной продукции, в том числе зерна. При этом Африка становится одним из ключевых направлений для российской внешней торговли на фоне санкционных ограничений.

Разработаны новые мультимодальные маршруты: российские грузы направляются через порт Санкт-Петербурга в североафриканские порты Александрия, Алжир и Танжер, тогда как продукция из стран Африки прибывает в порт Усть-Луга (Ленинградская область), а затем доставляется по железной дороге.

Среди отправителей из Африки – порт Либревиль в Габоне. Ранее подобные поставки осуществлялись преимущественно через порты Азово-Черноморского бассейна.

Развитие логистики поддерживается и на федеральном, и на региональном уровне. В частности, действуют программы субсидирования экспорта в Сенегал, ЮАР, Танзанию и другие страны. Санкт-Петербург предлагает компаниям до 300 тыс. рублей на организацию первых экспортных отправок в Африку или Латинскую Америку.

Как отметила директор IBAC Юлия Берг, одним из ограничений остается слабая железнодорожная инфраструктура в Африке – менее 70 тыс. км линий, преимущественно в южной части континента. Однако Россия рассматривает возможность участия в развитии железнодорожной сети в ряде африканских стран, включая Гану, ЮАР и Буркина-Фасо.