Рекордные цены и падающий спрос: что происходит с вином в России

Протекционистские меры государства помогли российским виноделам резко увеличить прибыль в прошлом году, но в этом году им придется бороться с падением спроса, пишет в своем обзоре Shopper’s. Импорт упал уже вдвое, освободив место российскому вину в ценовом сегменте до 800 рублей. Импортное вино подорожало в два раза и больше, но и отечественное тоже — в среднем на 30-40%. Виноделы так отыгрывают рост себестоимости в прошлые годы. Из-за роста цен спрос на вино в этом году стал снижаться. Не все заменяют привычные зарубежные марки отечественными — многие переходят на более дешевые пиво и пивные напитки.

Рекордные цены и падающий спрос: что происходит с вином в России
© BFM.RU

Какая сложилась ситуация на рынке вина? Об этом Бизнес ФМ поговорила с участниками рынка:

Денис Руденко, основатель и ведущий крупнейшего дегустационного винного клуба «750ml»:

«Вина из таких традиционных винодельческих стран, как Франция, Италия, Испания, Германия, существенно выросли в цене. То есть сейчас найти симпатичное вино из той же Франции, Италии, Испании дешевле 1000 — это уже серьезная задача. Можно встретить вина дешевле, но это будут вина из каких-то малоизвестных, не самых лучших винодельческих регионов, зачастую не контролируемые по географическому региону происхождения. То есть вина страны Van de France, Van Italia и так далее. Вслед за этим российские виноделы, естественно, ощутили резко возросший спрос, и торговые сети сообщают, что сетям не хватает вина уже сейчас. И стала наблюдаться тенденция роста цен на российские вина. Самый массовый сегмент подрос до 500-800 рублей. В ценах 350-500 рублей практически ничего не осталось. Если остались, то самые базовые линейки. С одной стороны, имеется рост цен существенный, и с этим связана как раз вот эта новость, что российские производители получили больше выручки. Но при этом наблюдается некоторое снижение продаж. Для дружественных стран — Латинской Америки, Чили, Аргентины, Южной Африки — просто нет товарных запасов. Никто не ждал, что мы захотим купить вдвое-втрое больше вина, чем было. И поэтому импорт вырос в цене, российские производители тоже подтянулись в цене».

Андрей Григорьев, генеральный директор винодельческой компании Alma Valley:

«Спрос на импортное вино действительно сократился, но он сократился прежде всего из-за очень серьезного повышения цен. Франция, например, выпала из первой пятерки поставщиков вина в Россию по итогам 2024 года просто потому, что во Франции в целом вина подороже. А проблема в том, что российские виноделы не могут так быстро заместить 55-60% спроса — на эти цифры сейчас рынок и вышел. В целом качество российских вин повысилось, но без протекционистской защиты рынка наши виноделы не смогли бы отвоевать эту долю. Другое дело — что дальше? Довести долю российского вина до 80% невозможно. Это либо просто резко будет падение потребления, оставшиеся будут пить только российское — кто сможет платить деньги более дорогие, либо ждать пять–десять лет, когда будут высажены новые виноградники. С их помощью можно будет увеличить объем производства. Понятно, что здесь проблема не в качестве вина. Проблема в том, что по новым ценам его очень плохо покупают. И там за 3500-4000 рублей потребитель не готов платить за нормальное российское вино. К сожалению, абсолютный хит — Абрау

«

Виктор Дровиньи

»

, вот он год назад стоил где-то 900 рублей даже в такой дешевой рознице. Сейчас он стоит 1200-1300. Ну и все другие».

Валерий Захарьин, винодел, глава винодельческого проекта «Дом Захарьиных»:

«Если мы говорим по рынку в целом, я не думаю, что резко произошел рост прибыли. У некоторых производителей, которые ранее среагировали на закладку виноградников… Но не секрет, что большинство саженцев у нас импортные. Импорт привязан к доллару. Плюс — дифференциация товаропроизводителей. Крупные игроки —

«

Фанагория

»

,

«

Ресо

»

— они потихонечку занимают большую долю рынка, и рынок так реагирует на их успехи. Тем не менее затраты все равно увеличиваются. Это и ГСМ, и, конечно, ключевые затраты — это заработная плата и отсутствие рабочей силы. Отсутствие рабочей силы приводит к тому, что необходимо покупать оборудование для ухода за виноградниками. Оно зарубежное. Что касается падения потребления вина — я думаю, что в принципе в мире мы знаем, что молодежь — зожники, но не все. Достаточно растет процент людей, которые за здоровый образ жизни. Винный рынок реагирует. Вот игристые резко выросли, потому что они менее спиртуозные. И вообще есть такая цикличность спроса — недавно были красные в топе, сейчас белые их обгоняют по объему продаж. Винный рынок, если его делать правильно, производить вино из винограда, то у него маржинальность очень невысокая. На фоне всех других видов бизнеса — очень длинная оборачиваемость средств. Только на четвертый год виноградники вступают в плодоношение. Большое количество ручного труда, хотя он сейчас замещается. И отсутствие льготных программ для переработки вина — с кредитованием тебе сейчас надо будет под 28%. Это просто неподъемная цифра для того, чтобы построить собственную переработку. Трудно переходить: те, кто потреблял просекко по 500-600 рублей, а сейчас оно стало 1200-1300, — они скрепя сердце переходят на российское игристое, которое стоит 700-800, и удивленно видят, что оно достаточно хорошего качества. Некоторые образцы абсолютно не уступают, в том числе и просекко».

Ранее сообщалось, что продажи виноградных вин в I квартале этого года снизились на 2%, а игристых выросли почти на 5%.