Геополитическая напряженность на Ближнем Востоке угрожает мировым торговым маршрутам
По оценке президента FIEO С. К. Ралхана, обострение ситуации может привести к росту тарифов на морские и воздушные перевозки, а также повлиять на индийский экспорт в Европу и такие страны, как Россия. «Ожидается, что ставки фрахта и страхования вырастут», – отметил он.
Экспортеры также предупреждают о возможных сбоях на стратегических маршрутах – через Ормузский пролив и Красное море. Эти направления ранее начали восстанавливаться после обострения в 2023 году, однако новые риски снова вынуждают грузовые суда менять курс.
По словам С. К. Сарафа, председателя правления Technocraft Industries Ltd, возвращение торговых судов к обходным маршрутам приведет к удорожанию логистики. «Если ситуация продлится дольше недели, фрахт может подорожать на 50%», – заявил он.
Как уточняют в FIEO, около 80% товарооборота Индии с Европой и значительная часть торговли с США осуществляются через Красное море. Пролив обеспечивает до 30% мировых контейнерных перевозок и около 12% общей торговли. Ормузский пролив, через который проходит более пятой части мировых поставок нефти, также под угрозой. Индия, Китай, Япония и Южная Корея активно используют этот маршрут.
Дополнительную нагрузку на индийский экспорт оказывают уже действующие ограничения и тарифные конфликты. В FIEO напомнили, что за 2024–2025 финансовый год экспорт в Израиль сократился почти вдвое – с $4,5 до 2,1 млрд, а импорт – до $1,6 млрд. Торговля с Ираном также демонстрирует негативную динамику.
По мнению гендиректора FIEO Аджая Сахая, дальнейшее развитие событий будет зависеть от масштабов конфликта: «Если он останется локализованным, последствия можно будет минимизировать. В противном случае ситуация отразится и на ценах на нефть, и на стоимости поставок».
На фоне усиливающейся геополитической нестабильности индийское правительство планирует провести консультации с экспортерами для оценки ситуации и выработки возможных мер поддержки.
Ранее Всемирная торговая организация уже скорректировала прогноз: ожидается, что в 2025 году объем мировой торговли снизится на 0,2% вместо ранее предполагаемого роста на 2,7%.
По данным FIEO, в 2024–2025 финансовом году индийский экспорт достиг $825 млрд. При сохранении текущих условий стране будет сложно достичь целевого показателя в $1 трлн.