Экспорт зерновых из России в Иран падает четвертый год подряд
Иран – основной покупатель российской кукурузы и ячменя. Кукуруза и ячмень отправляются из России в Иран преимущественно через порты Каспийского моря (Астрахань и Махачкала до порта Энзели), пшеница – через порт Новороссийск (Новороссийск – Бендер-Аббас). По итогам 2024 года Иран занимает 3 место в российском экспорте зерновых с долей в 7%. При этом после рекордного увеличения доли в 2021 году до 14% (в 2020-м – 6%), Иран постепенно начал терять позиции. Так, доля в импорте РФ сократилась до 13% в 2022 году, затем – до 8%, и, наконец, почти упала до значений 2020 года. Количество наименований зерновых и продуктов их переработки, закупаемых Ираном у РФ, сократилось с 36 в 2023 году до 30 в 2024-м. Кроме того, масса экспорта снизилась до 6,2 млн т. Это меньше, чем в 2021 году (более 7 млн т).
В целом основу зернового импорта Ирана составляет кормовое зерно – кукуруза, соевый шрот и соя. Рост фуражного потребления кукурузы и соевого шрота связан с развитием животноводства.
В сезон 2024–2025 гг., иранский импорт кукурузы суммарно составил 8,1 млн т, соевого шрота – свыше 3 млн т, сои – 2,7 млн т, 2,3 млн т ячменя, 1 млн т пшеницы и почти 2,5 млн т прочих культур. А в сезоне 2025–2026 гг., по прогнозу USDA, импорт всех культур увеличится: кукурузы – до 8,5 млн т, соевого шрота – до 3,1 млн т, сои – до 2,8 млн т, ячменя – до 2,3 млн т, пшеницы – до 2,5 млн т и до 2,5 млн т – прочих культур.
По прогнозам Минсельхоза США, Республика продолжит наращивать закупку.
«В числе предпосылок для развития торговых отношений между РФ и Ираном – увеличивающееся население Республики, что влечет за собой растущие потребности в доступном и качественном зерне, которое могут предоставить российские производители, – отмечает директор астраханского филиала ФГБУ «Центр оценки безопасности и качества продукции агропромышленного комплекса» Лилия Кугушева. – Содействуют увеличению товарооборота между участниками также соглашение о свободной торговле между странами ЕАЭС и Ираном; модернизация Астраханского порта иранскими инвесторами позволяет нарастить объемы грузоперевозок по Каспию. Кроме того, способствуют углублению экономических взаимоотношений начало строительства участка Решт – Астара, который станет частью МТК Север – Юг; ввод портовой экономической зоны в Лиманском районе Астраханской области; проведение дноуглубительных работ в Волго-Каспийском морском судоходном канале, а также подписание договора о стратегическом партнерстве между Россией и Ираном».