СП проанализировала организацию закупок для строительства соцобъектов в регионах
Счетная палата вместе с КСО регионов выборочно проанализировала закупки, которые осуществлялись с января 2022 года по май 2024 года в целях строительства объектов здравоохранения, культуры, образования и спорта в рамках реализации 17 федеральных проектов в составе нацпроектов "Здравоохранение", "Демография", "Образование", "Экология" и "Культура".
Были проанализированы контракты стоимостью более 20 млн рублей. Всего рассмотрели 2468 закупок, общая стоимость которых - 676 млрд рублей. Из них в отношении 555 контрактов на строительство 561 объекта стоимостью свыше 289 млрд рублей проанализировали причины недостижения результатов закупок в сроки, которые были установлены.
"Исследование показало, что деятельность государственных/муниципальных органов и заказчиков строительных работ в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе", - заявили в Счетной палате.
При этом на всех этапах проведения закупок были выявлены недостатки, которые снижали их результативность.
Так, были выявлены длительные сроки доведения бюджетных средств до получателей (к примеру, при строительстве школы в Республике Карелия). В ряде случаев они достигали 2 месяцев после внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись.
Также порядка 70% извещений о закупках для нужд регионов и около 50% извещений о закупках для муниципальных нужд были опубликованы в единой информационной системе лишь спустя два месяца с момента доведения лимитов бюджетных обязательств.
"В отдельных случаях сроки размещения могли доходить до одного года, что свидетельствует о задержках заключения контрактов. Основная причина поздних сроков контрактации - отсутствие утвержденной проектно-сметной документации", - уточнили в Счетной палате.
В 14% случаев сроки достижения результатов, которые были установлены в первоначальных соглашениях о предоставлении субсидий, наступали ранее срока исполнения соответствующего контракта (от 15 до 1 096 календарных дней).
В ведомстве добавили, что всего за указанный период было исполнено 924 контракта - это равняется 37,4% от общего количества - на сумму 132,5 млрд рублей. Однако 309 таких контрактов, то есть 33,4%, были исполнены позже первоначально установленных сроков. Основные причины - низкое качество проектной документации и недобросовестность подрядчиков.
Также за это время были расторгнуты 16% от общего количества проанализированных контрактов (2 468 штук), которые реализовывались в рамках региональных проектов. Свыше 78% контрактов расторгались с малыми и микро-предприятиями, у которых не было необходимого оборудования и персонала, чтобы выполнить контракт в установленные сроки и с требуемым качеством.
"Контракты преимущественно расторгались по соглашению сторон, при этом не указывались причины расторжения. По мнению Счетной палаты, это может приводить к сокрытию недобросовестности одной из сторон контракта и, как следствие, непредъявлению штрафных санкций за нарушения условий контракта", - пояснили в ведомстве.
Анализ контрактной документации показал, что в большую часть контрактов (60,4% от общего количества рассмотренных контрактов) вносились изменения в существенные условия.
"Нарушения при внесении изменений в контракты установлены в 19 субъектах РФ", - сказали в Счетной палате.
Кроме того, выяснилось, что отдельные заказчики применяли механизмы, с помощью которых преодолевали нормативно установленное ограничение на увеличение цены контрактов "под ключ" (30% от цены контракта).
Что касается типовой проектной документации (ТПД), которая должна ускорить разработку проектной документации, была использована всего в 51 из 113 контрактов. Причем для них ее применение было обязательным условием.
"В ряде случаев ТПД не соответствовала требованиям актуальных технических регламентов. В результате внесения требуемых корректировок в такую проектную документацию расходуются дополнительные средства бюджетов, увеличиваются сроки проектирования и строительства объектов", - сообщили в ведомстве.
По результатам анализа Счетная палата рекомендовала Правительству нормативно закрепить перечень оборудования, которое нужно для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства в рамках исполнения контракта "под ключ", и пересмотреть перечень оснований для освобождения субъектов страны от применения мер ответственности при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства.