На что следует опираться при создании национальных ценовых индикаторов

Прозрачность ценообразования на товарных рынках должна обеспечить система национальных ценовых индикаторов, которую необходимо создать в России. Какие сложности ждут на этом пути, существует ли единственно верное решение?

На что следует опираться при создании национальных ценовых индикаторов
© Российская Газета

До того как Запад ввел антироссийские санкции, ориентиром для формирования цен в нашей стране служили индикаторы иностранных информагентств. После их ухода из страны участники рынка стали испытывать сложности в получении объективной информации, необходимой для заключения сделок, их исполнения и оценки.

- Международная практика последних лет продемонстрировала опасность несовершенства методологии и порядка формирования индексов, а также отсутствие контроля со стороны регулирующих органов за этими процессами. Учитывая предвзятое отношение иностранных информационных агентств к формированию рейтинга отдельных государств, все это может привести к возникновению системных рисков и дестабилизировать ситуацию на рынках. Так, известен факт манипулирования ставкой LIBOR крупнейшими банками США, что говорит о несовершенстве правового регулирования. Возникает вопрос: насколько справедливы индексы, формируемые международными агентствами? Мы должны, учитывая международные рейтинги, создавать при этом собственные, - обратился к участникам XIII Петербургского международного юридического форума член экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России, профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского госуниверситета Дмитрий Петров.

Шаги, которые делаются в этом направлении, обсуждались на сессии "Использование биржевых индексов для определения рыночной цены товаров в юридических процедурах". Роль национальных биржевых индикаторов неуклонно возрастает, и на этом фоне не утихают споры об их использовании для решения широкого круга вопросов в разных сферах. Младший научный сотрудник кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ имени М. Ломоносова Лидия Плеханова напомнила, что Банк России составил карту ценовых индикаторов по девяти товарным группам, торгуемым или регистрируемым на бирже.

Первого сентября 2025 года вступит в силу федеральный закон "Об администраторах финансовых и товарных индикаторов", что должно способствовать улучшению механизмов формирования цен, обеспечить открытость сделок, снизить риски и так далее. Налоговое законодательство уже предусматривает применение биржевых котировок в качестве одного из инструментов определения рыночной цены. При этом, чтобы сделать ценообразование прозрачнее и уменьшить зависимость от иностранных ценовых агентств, бизнес хотят обязать к реализации вплоть до четверти произведенного за месяц объема экономически значимых товаров через организованные торги.

Вместе с тем эксперты полагают, что смещать акценты в сторону исключительно биржевых торгов и требовать от компаний - производителей товаров передавать чувствительную коммерческую информацию из внебиржевых торгов владельцу конкретной негосударственной биржи было бы по меньшей мере недальновидно. Необходимо не форсированное, а сбалансированное развитие системы национальных ценовых индикаторов, с обязательным проведением оценки регулирующего воздействия для отдельных товаров и товарных групп.

- Все-таки должно быть умное регулирование, а пока решения, принимаемые по вопросам биржевой торговли, абсолютно не публичны. И, например, невозможно организовать торговлю цементом на анонимных условиях, потому что это товар небиржевой. Он имеет небольшой срок хранения, а цепочку продаж - от производителя до конечного потребителя - несложно отследить. В то же время цемент успешно торгуется на государственных электронных площадках. Агрегированные данные о средневзвешенной цене можно получить оттуда, - говорит зампредседателя Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе Валерий Бодренков.

Эксперты сходятся во мнении, что внебиржевые индикаторы - источник ценовой информации, который должен участвовать в формировании национального индикатора. И надо искать другие рыночные механизмы, чтобы получить объективную цену рынка с ограниченной конкуренцией не только для антимонопольного, но и для налогового и таможенного контроля, а в целом - для качественного, суверенного и цивилизованного регулирования рыночных отношений.

В свою очередь ректор Московского университета имени А. С. Грибоедова, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Владислав Гриб полагает, что, возможно, лет через пять-семь с развитием искусственного интеллекта и цифровых технологий биржа прекратит существование как правовой институт в своем сегодняшнем виде. А сейчас она должна быть одним из многих инструментов для определения цены. Но инструментом, используемым добровольно.

- Необходимо обеспечить сбалансированность различных источников ценовой информации с учетом целей ее получения. Нужна публичная концепция системы товаров, товарных и финансовых индикаторов, обеспечение более глубокого межведомственного взаимодействия в плане регламентов и обмена ценовой информацией, - считает Лидия Плеханова. - Возможно, стоит открыть на базе антимонопольной службы центр компетенций в области эмпирических исследований рынков и отраслей, а также уделить внимание формированию внутриведомственной базы и доказательных стандартов использования ценовых индикаторов на практике.

Главный вывод, к которому пришли участники сессии: в условиях рыночной свободы и регуляторных интересов важно понимать, что источников для формирования цены очень много, и биржевые индексы - лишь один из них. Биржевые сведения необходимо дополнять данными имеющихся государственных информационных систем, "подстроив" их под текущие национальные цели. В случае со строительными материалами это может быть Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, а с другими товарами - цифровая аналитическая платформа статистических данных Росстата.