Российским судовладельцам планируют дать преференции

Большую часть морских грузовых перевозок выполняют суда не под российским флагом. Минтранс планирует законодательно закрепить преференции по вывозу грузов именно судами РФ. Бизнес предлагает дать им еще приоритет при перегрузке на железную дорогу, а также поддержать российских судопроизводителей по аналогии с локализацией автомобилей в такси.

Российским судовладельцам планируют дать преференции
© Российская Газета

До 2021 года доля иностранных судовладельцев на российском рынке составляла 95%, и когда они ушли, резко выросли ставки, а емкости собственного флота перестало хватать, чтобы обеспечивать потребности в экспортно-импортных операциях, говорит президент транспортной группы FESCO Петр Иванов. После 2022 года многие суда, обеспечивающие российские интересы, ходили уже под дружественными зарубежными флагами. "Проблемы копились давно. У нас только 2% перевозок под российским флагом осуществляется, остальное - иностранцы, и это - триллионы недополученных в бюджет средств", - отмечает генсек Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Михаил Гончаров.

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Мытенков пояснил, что судовладельцам проще закупать и использовать иностранный флот. Даже при строительстве своих судов в России часто ориентировались на инженерные решения западных стран. "Сейчас строительство контейнеровозов в России по срокам в два раза дольше, чем в Китае. И, к сожалению, не дешевле. Мы выступаем за целенаправленную, планомерную и системную поддержку национальных судостроителей. Совсем недавно был принят закон о такси, где мы даем существенные преференции компаниям, производящим отечественные автомобили, я считаю, по такому же принципу нужно пойти дальше и давать преференции тем, кто использует российские суда", - считает он.

Как отметил замминистра транспорта Дмитрий Зверев, отечественных судовладельцев государство поддерживает, им субсидируют приобретение судов, предоставляют льготный лизинг, возмещают отдельные затраты, снижают налоговую ставку.

"Все это есть, это существует, но я согласен, поддержка должна быть немного больше", - говорит он. Зверев подчеркнул, что команда Минтранса заинтересована в том, чтобы российский флот ходил под российским флагом. И до конца года понятие "транспортный суверенитет" станет частью Транспортной стратегии РФ на период до 2035 года. Соответствующие корректировки сейчас обсуждаются на площадке правительства. Кроме того, в стратегии будут закреплены преференции российскому флоту и компаниям из дружественных стран, работающим с Россией.

"Также вместе с бизнесом прорабатывается законопроект, закрепляющий приоритетный вывоз грузов из российских портов судами под российским флагом. Предстоит сохранить баланс между своевременным вывозом грузов иностранными экспортерами и приоритетом работы нашего флота", - сообщил он.

Замминистра уточнил, что в этом поможет государственная информационная система электронных перевозочных документов. "Нашему судовладельцу по всей логистической цепочке мы дадим лучший бесшовный сервис для импорта или экспорта. Это и есть закрепление приоритетного вывоза грузов из российских портов судами под российским или пророссийским флагом", - сказал Зверев.

Гендиректор компании "Транзит" Александр Чевелюк отметил, что по итогам 2024 года более половины контейнеров в импортном направлении и более трети в экспортном переваливались через порты Дальнего Востока, и многие участники рынка столкнулись с проблемой дефицита провозных мощностей железных дорог в восточном направлении. Поэтому в качестве действенной меры поддержки он предложил установить приоритет для флота российских судовладельцев при перегрузке на железную дорогу. "Фактически мы создадим зеленый коридор внутри страны для компаний, которые работают с собственным флотом", - подчеркнул он.

Как отметил замглавы РЖД Дмитрий Мурев, около 80% экспортных грузов по сети РЖД идет в направлении портов, поэтому взаимодействие с морским транспортом имеет особое значение. "Мы, безусловно, смотрим, как российские экспортеры и импортеры решают свои транспортные задачи. И конечно будем их поддерживать. Вместе с тем, очень важна кооперация и координация действий всех участников транспортной цепочки. И еще важно, чтобы за мерами поддержки российских судовладельцев не терялась конкурентоспособность, потому что поиск оптимального решения - это учет интересов и особенностей всех участников транспортного процесса", - подчеркнул он.

Кроме того, участники дискуссии, развернувшейся на Петербургском международном экономическом форуме, предложили заранее продумать действия в случае возврата на российский рынок иностранных перевозчиков. Чевелюк считает, что допускать представителей из недружественных стран нужно только при условии создания совместного предприятия с мажоритарной долей российских резидентов. По мнению Гончарова, кооперация между российским и иностранным бизнесом в любом случае продолжится, поэтому нужно определить критерии, кого считать иностранцами в России.