ПМЭФ 2025: Креативная экономика - всем важно чувствовать сопричастность к большим целям

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) состоялась сессия "Новая философия экономического роста территорий: ценностно ориентированная креативная экономика", в рамках которой обсудили инструменты, способные обеспечить не только экономические, но и социальные эффекты в российских регионах, через создание новых креативных индустрий.

ПМЭФ 2025: Креативная экономика - всем важно чувствовать сопричастность к большим целям
© Российская Газета

В дискуссии приняли участие начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, заместитель министра Минэкономразвития России Татьяна Илюшникова, губернатор Красноярского края Михаил Котюков, президент АНО "Креативная экономика" Марина Абрамова, генеральный директор Фонда Мельниченко Татьяна Журавлева, генеральный директор аналитического центра ВЦИОМ Валерий Федоров, генеральный директор "СберСити" Андрей Лихачев, вице-президент Российского экспортного центра Александр Молодцов.

Спикеры сессии согласились с тем, что креативная экономика должна во многом строиться на традиционных ценностях и культурном коде нашей страны. Начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков отметил в своем выступлении, что, хотя понятие креативных индустрий введено в законодательство всего менее года назад, они уже давно стали реальностью на всей территории нашей страны.

По его словам, сегодня стало ясно, креативную экономику можно привязывать и к нравственным ценностям, и к национальным целям развития. "Всем важно чувствовать сопричастность к большим целям. Президент сказал, что Россия - это самостоятельная цивилизация и именно ценностно ориентированная экономика позволяет выделяться нашей стране", - подчеркнул Сергей Новиков.

Заместитель министра Минэкономразвития России Татьяна Илюшникова также отметила, что креативная экономика - это мягкая сила, в основе которой лежат традиционные культурные и нравственные факторы.

"Сегодня для нас стоит задача научиться вычленять креативную составляющую и в традиционных отраслях экономики, поскольку она является пронизывающей и горизонтальной составляющей", - отметила Татьяна Илюшникова. По ее словам, для регионов креативная экономика - это создание точек притяжения на основе интеллектуального вклада в туризме, образовании и в других сферах.

Глава Красноярского края Михаил Котюков поделился успехами своего региона в развитии новых индустрий. По его словам, сегодня доля креативных индустрий в большой экономике края к уже 4%.

"Конечно, локомотив экономики - это большие агломерации. Но креативные индустрии помогают малым территориям, в первую очередь сибирским. Мы ищем разные формы развития и контуры новых индустрий: гастрономия, сити фарминг, цифровая экономика, образование. Задача помочь талантам раскрыться, и нам это удается", - отметил Михаил Котюков.

Генеральный директор Фонда Мельниченко Татьяна Журавлева рассказала о том, что существует устойчивый запрос жителей малых промышленных территорий и поселков на появление креативных индустрий, который не до конца четко артикулирован. "Разрабатывая мастер-планы наших городов, мы пытаемся сделать пошаговую инструкцию того, как открыть новые возможности для этого. Мы сформулировали три принципа. Во-первых, любая территория - это сообщество и опираться надо не на градообразующее предприятие, а на "градообразующего" человека, вокруг которого можно создать экосистему зарождающихся креативных индустрий" - рассказала Татьяна Журавлева.

По ее словам, второй принцип состоит в том, что, если нет таких людей и креативных индустрий, Фонд Мельниченко стремится привнести на территорию лучшие практики и помочь им появиться. "Третий принцип - менять пространство, в том числе тактическим благоустройством, тем самым менять восприятие местных жителей. Например, в ходе нашего арт-фестиваля "Смена" мы показываем, как наиболее продвинутые художники по-новому видят малые города и это меняет отношение жителей", - добавила Татьяна Журавлева.