Тени исчезают над пастбищем: Как меняется традиционная в СКФО отрасль

Более трети всей российской баранины в России в прошлом году выпустили на Северном Кавказе. За первые три месяца 2025-го по сравнению с тем же периодом 2024-го округ увеличил производство этого продукта еще на 11,5 процента - до 22,1 тысячи тонн.

Тени исчезают над пастбищем: Как меняется традиционная в СКФО отрасль
© Российская Газета

Причем большая часть пришлась на фермерские и личные хозяйства, а на сельхозкомпании - всего 4,7 тысячи тонн. Аналогичная тенденция характерна и в целом для всей страны, хотя отраслевики уверены, что будущее овцеводства за индустриализацией, а помочь им должны селекционеры.

На Северном Кавказе содержат свыше восьми миллионов овец (в РФ - 17,1 миллиона). А больше всего баранины производят в Дагестане (в 2024 году - 75,1 тысячи тонн в живом весе), следом идут Калмыкия (42 тысячи) и Астраханская область (33,2 тысячи). На Северном Кавказе, помимо РД, в тройку лидеров входят Карачаево-Черкесия и Ставропольский край.

В овцеводстве выход мяса за несколько десятилетий вырос лишь на 30 процентов

- По нашим оценкам, в 2025 году потребление баранины составит около 1,4 килограмма на человека. Главными факторами успешного развития отрасли становятся повышение эффективности производства, соблюдение стандартов качества и расширение ассортимента продукции, - считает анали- тик Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Олег Литяйкин.

Добавим, что в 2024 году экспорт баранины из России достиг 8,7 тысячи тонн (доля СКФО - 94 процента). Основными направлениями поставок стали Иран, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Казахстан и Беларусь. Так что и внутренний и внешний рынки в этой продукции нуждаются, однако на прилавках по-прежнему не хватает качественного мяса разнообразного ассортимента.

На профильном "круглом столе", который прошел во время Кавказского инвестиционного форума в Минеральных Водах, директор департамента реализации государственной программы социально-экономического развития СКФО минэкономразвития РФ Камиль Бексултанов сообщил, что 90 процентов отрасли овцеводства находится в теневом секторе. Также он отметил низкий уровень доступности технологий и существенную зависимость от импорта в плане мясных пород.

Сегодня овцеводам СКФО предоставляют различные меры господдержки. Это компенсация части затрат на строительство или модернизацию мясных овцеводческих и откормочных комплексов. Причем именно для Северного Кавказа требования были снижены. Например, согласно общефедеральному критерию, ферма, претендующая на такую субсидию, должна быть рассчитана не менее чем на 10 тысяч голов, а для СКФО этот показатель уменьшили до трех тысяч. Кроме того, северокавказские овцеводы могут получить льготный кредит на реализацию инвестпроекта на срок до 15 лет вместо восьми. Также для регионов СКФО установлен повышающий коэффициент (1,2) при расчете субсидий на поддержку этой отрасли.

- Предварительные результаты такие - в 2024 году финансирование отрасли по сравнению с 2023-м увеличилось почти в два раза, примерно до 2,5 миллиарда рублей. Также мы отмечаем хоть и незначительный, на 6,5 процента, но рост количества баранины, которая проходит через официальные пункты убоя, то есть механизмы поддержки работают, - рассказал Камиль Бексултанов. - Мы сейчас прорабатываем совместно с коллегами систему мер для снижения теневой экономики в этой отрасли, планируем предусмотреть индивидуальное маркирование овец и коз, чего не было ранее. Это позволит снизить объем теневой перевозки баранины. Также прорабатываем введение пятипроцентной экспортной пошлины на вывоз живых овец, что будет стимулировать переработку внутри нашей страны.

По мнению директора по региональному развитию и GR "УК "Дамате" Андрея Григоращенко, индустриального скачка в овцеводстве нельзя достичь без усиленного развития генетического потенциала. В качестве примера он привел молочное животноводство, продуктивность которого благодаря генетическим технологиям увеличилась более чем в пять раз. В овцеводстве же выход мяса за несколько десятилетий вырос лишь на 30 процентов. На предприятии создали собственный селекционно-генетический центр по мясным породам, он находится в Ставропольском крае. Здесь занимаются четырьмя мировыми породами, которые относятся к числу самых эффективных.

- Специалисты, работая с нашими партнерами-фермерами, учитывают характеристики их хозяйств. Нет ни одной универсальной породы, которая подошла бы для регионов Северного Кавказа и юга, потому что они очень отличаются друг от друга природно-климатическими условиями, а также условиями кормления и содержания. Чтобы селекция и воспроизводство дали положительный результат, к ним необходимо подходить очень взвешенно и грамотно. Мы знаем случаи, когда неправильная селекция, недостаточно точная выборка по породам приводили к отрицательным результатам, - пояснил Григоращенко.

Общая стоимость селекционно-генетического центра превысила один миллиард рублей, в том числе 539 миллионов было вложено в строительно-монтажные работы, 372 миллиона - в закупку племенного поголовья. Окупаемость проекта составит около 15 лет. В компании рассчитывают благодаря работе центра за 10 лет увеличить производство баранины более чем на 20 процентов.

Над новыми породами сейчас работают и во Всероссийском научно-исследовательском институте овцеводства и козоводства (ВНИИОК).

- За последние годы при активном участии наших ученых было создано 13 уникальных высокопродуктивных пород овец и более 20 внутрипородных заводских типов овец и коз, - рассказал директор ВНИИОК Александр Суров. - В институте создана лаборатория молекулярно-генетической экспертизы. Совместно с СКФУ мы провели полногемное секвенирование 22 отечественных пород овец, выявили более 300 перспективных генов-кандидатов и маркеров продуктивности у таких пород, как северокавказская мясошерстная, карачаевская, романовская, российский мясной и джалгинский меринос.

Сотрудники института работают над созданием новой мясной породы на базе российского мясного мериноса и двух зарубежных пород - шароле и иль де франс.

- Первые результаты очень хорошие в плане привеса, энергии роста и развития. Мясные качества даже превышают наши ожидания. И уже два года мы сдаем шерсть этих животных, тонина у нее - до 21 микрона, то есть в этом направлении тоже работаем, - добавил Суров. - Безусловно, будущее - за геномной селекцией, но на сегодняшний день еще ни одной породы с ее учетом не создано.

Директор ВНИИОК также рассказал, каким он видит овцеводство в перспективе. По его мнению, это должны быть современные предприятия с молодыми, продвинутыми специалистами.

- Вагончики для чабанов нужно оборудовать солнечными батареями, необходимо использовать скутеры для передвижения и коптеры для контроля за животными и пастбищами, устанавливать виртуальные ограждения и с помощью GPS-ошейников управлять перемещением животных, - добавил Суров.

В институте также занимаются рациональным использованием кормовых угодий, исследованиями по восстановлению и улучшению деградированных травостоев, создают новое оборудование, которое снижает нагрузку на персонал фермы, сокращает затраты предприятий и повышает производительность труда.