Валерий Выжутович - о диверсификации экономики в моногородах
Минэкономразвития предлагает перенастроить систему финансовой поддержки моногородов, сконцентрировав ее вокруг малого и среднего бизнеса. Цель - диверсифицировать экономику в моногородах. Управление программой их поддержки предлагается переключить с ВЭБа на МСП Банк. Ожидается, что поддержка станет более точечной и будет сосредоточена на территориях с уровнем безработицы выше среднего по стране.
Моногорода получают поддержку двумя способами: путем назначения статуса опережающего развития, предоставляющего льготы инвесторам, и предоставлением льготных кредитов (включая кредиты под 1 процент до 250 млн рублей и под 5 процентов до 1 млрд рублей). Планируется передача кредитного портфеля на сумму около 6 млрд рублей в МСП Банк. В Корпорации МСП отмечают, что этот банк специализируется на развитии сектора малого и среднего бизнеса, поэтому именно сюда решили передать функции по развитию моногородов. "Это позволит внедрить новые меры поддержки МСП в моногородах, включая стимулирование льготного кредитования инвестиционных проектов, а также обеспечить поддержку и рост существующего бизнеса", - сообщили в корпорации.
Минэкономразвития предлагает перенастроить систему финансовой поддержки моногородов, сделав акцент на малом бизнесе
Минэкономразвития намерено также обновить список моногородов. Сейчас в нем насчитывается 321 населенный пункт, однако большинство из них, по словам заместителя главы ведомства Дмитрия Вахрукова, уже не соответствуют критерию монопрофильности (когда от 20 процентов занятого населения работают на градообразующем предприятии). Представитель Минэкономразвития отмечает, что с 2015 года доля градообразующих предприятий в экономике моногородов снизилась с 65 процентов до 41. Выручка всех предприятий, работающих на их территории, за этот период выросла вдвое (как и в среднем по стране) - с 8,5 трлн до 16 трлн руб. Снижалась и численность занятых на градообразующих предприятиях. Поэтому Минэкономразвития считает необходимым пересмотреть перечень моногородов. Сами критерии отнесения к моногородам пока сохраняются. Финансовую поддержку они будут получать еще и в рамках развития опорных населенных пунктов - в их списке 241 моногород. Напомним, в 2014 году был создан Фонд развития моногородов. Он предлагал льготные займы местному бизнесу от 5 млн до 250 млн рублей под 0% годовых для небольших проектов и от 250 млн до 1 млрд рублей под 5% годовых для крупных, а также софинансирование совместно с регионом объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Сейчас, по оценке Минэкономразвития, критерию "монопрофильности" соответствует примерно 120 городов - это означает, что по большей части проблема диверсификации была решена: как за счет привлечения в города нового бизнеса, так и в силу закрытия самих градообразующих предприятий.
Критерии, по которым список будет обновлен, пока не обнародованы. В конце 2021 года министерство экономического развития предлагало вдвое сократить количество моногородов, чтобы усилить поддержку оставшихся. В частности, планировалось вычеркнуть из списка города, расположенные ближе 50 километров от столиц регионов. Предполагалось, что их жители могут трудоустроиться в центре, куда езды не более часа. Таким образом число моногородов сократится. Планировалось также снять ограничения на льготы для территорий опережающего развития. Но на фоне последствий пандемии и санкций от этой идеи отказались.
Пересмотреть перечень моногородов предлагают и в Минпромторге. Как заявил замглавы ведомства Иван Куликов, список моногородов последний раз корректировался в начале 2020 года, с тех пор многое изменилось. Минпромторг составил свой список. В нем 235 градообразующих предприятий, на которых трудятся 880 тыс. работников. По словам Ивана Куликова, "ряд предприятий находятся в удовлетворительном состоянии или с наличием определенных рисков его ухудшения" (около 30 - под санкциями).
Ожидается, что поддержка моногородов станет более точечной и сосредоточится на территориях с уровнем безработицы выше среднего
Существует пакет мер для диверсификации экономики моногородов. В их числе - расширение строительства индустриальных парков за счет частных средств с последующим возмещением таких инвестиций из федерального бюджета. В минэкономразвития считают, что сейчас требуется "максимально сконцентрировать средства федерального бюджета на поддержку проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций".
Около 100 моногородов из 321 сейчас находятся в "красной зоне". Чтобы город был отнесен к "красной зоне", в нем должны наблюдаться пять признаков напряженности: прекращение работы или процедура банкротства градообразующего предприятия; предстоящее увольнение 10 процентов его сотрудников; неблагополучный прогноз конъюнктуры рынка для предприятия; двукратное превышение уровня регистрируемой безработицы; негативная оценка ситуации жителями. В "красной зоне" особо выделяются около двадцати городов, находящихся в самом тяжелом положении. Среди них муниципалитеты в Карелии и Кемеровской области, Тольятти, моногорода в Башкирии и Коми. Острее всего ситуация на предприятиях автопрома, в транспортном машиностроении и старых металлургических заводах. Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может, но диверсифицировать производство в таких городах вполне реально.