К 2030 году мировой газовый рынок ждет переизбыток предложения СПГ и низкие цены
Мировой газовый рынок к 2030 году ждет переизбыток предложения сжиженного природного газа (СПГ) и низкие цены. России в таких условиях, чтобы не уронить добычу и экспорт, а также успешно монетизировать свои запасы газа, необходимо не только построить новые газопроводы в Китай, но также реализовать запланированные проекты СПГ и нарастить производство газохимической продукции. К такому выводу приходят авторы исследования "Рыночный ландшафт: Обзор газохимических трендов" консалтинговой компании "Имплемента".
За основу берется прогноз, что рост спроса на газ в мире будет замедляться. Объем мирового рынка природного газа увеличится с 4,3 трлн кубометров в 2024 году всего до 4,52 трлн кубометров к 2030 году (ежегодный прирост потребления менее 1%). Рост будет происходить преимущественно за счет развивающихся стран с наибольшим вкладом Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который будет компенсироваться падением спроса в развитых экономиках (в первую очередь в Европе) за счет повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Ключевыми драйверами роста мирового спроса на газ к 2030 году станут замещение угольной генерации в странах АТР (63 млрд кубометров) и промышленность, в том числе газохимия (71 млрд кубометров). Производства метанола и аммиака добавят к этому еще 14 и 8 млрд кубометров, соответственно. Остальные сегменты: генерация электроэнергии, рынок газомоторного топлива (ГМТ), производство серого и голубого водорода и прочее суммарно увеличат спрос всего на 69 млрд кубометров.
В мировом экспорте газа продолжится рост доли СПГ и снижение доли трубных поставок. В 2024 году соотношение составило 57 и 43% соответственно. В исследовании подчеркивается, что общий объем международной торговли трубным газом снизился по сравнению с уровнем 2021 года, главным образом из-за сокращения российских трубопроводных поставок в ЕС. И делается вывод, что СПГ продолжает укреплять свою роль, а баланс на рынке сжиженного газа на сегодняшний день является ключевым фактором, оказывающим влияние на спотовые (по срочным контрактам) цены природного газа.
Еще одним определяющим и негативным фактором для российской газовой отрасли, по мнению авторов исследования, станет полный отказ ЕС от поставок из нашей страны, а также рост поставок среднеазиатского газа в Китай в результате запуска планируемой линии D газопровода "Центральная Азия - Китай" (из Туркмении) и расширение газопроводной инфраструктуры на европейском рынке - запуск Южного газового коридора, расширение газопроводов TANAP и TAP (из Азербайджана через Турцию). В результате после 2027 года поставки российского газа продолжатся только в четыре европейские страны - Турцию, Молдавию, Сербию и Северную Македонию и составят к 2030 году 29 млрд кубометров. В 2021 году в Европу Россия поставила 173 млрд кубометров газа.
Рост спроса на газ в мире будет происходить в основном за счет стран Азии
Впрочем, есть и позитивные факторы. Речь не только о росте внутреннего потребления в результате газификации. Наметился прогресс в переговорах с Китаем по газопроводу "Сила Сибири-2" (до 50 млрд кубометров в год), в 2027 году должен заработать "Дальневосточный маршрут" (до 10 млрд кубометров в год) в Китай. Также в исследовании учитывается прогресс в переговорах России и Ирана о строительстве газопровода через Азербайджан (с возможностью расширения пропускной мощности с 2 до 50 млрд кубометров в год). Но остальные возможности авторы обзора видят в производстве СПГ и газохимии.
На мировом рынке СПГ эксперты ожидают избыток предложения, но в исследовании подчеркивается, что российские и катарские производители сжиженного газа исторически сохраняют высокую загрузку даже в "кризисных" условиях. До 2024 года она была выше 100% в номинальной мощности, а в 2024 году снизилась до 90% из-за проблем с отгрузками с проекта "Арктик СПГ-2". В мире средняя загрузка производств СПГ составляет 84%. В 2024 году при мощности 485 млн тонн было произведено 406 млн тонн СПГ. В 2030 году ожидается, что мировой спрос на СПГ вырастет до 556 млн тонн, а производственные мощности увеличатся до 784 млн тонн. Рынок потребителя окончательно сформируется уже с 2026 года.
Основной рост мощностей производства произойдет в США (с 85 млн тонн в 2024 году до 263 млн тонн), Катаре (с 78 до 142 млн тонн) и России (с 34 до 97 млн тонн). Профицит мощностей на мировом рынке усугубится, что приведет к ужесточению конкуренции и давлению на цены природного газа. Развивающиеся государства АТР сохранят роль ключевого драйвера роста спроса на СПГ, в том числе за счет появления новых стран-импортеров. Причем если в Европе и АТР цены на газ упадут, то в США, где исторически цены намного ниже, из-за увеличения объемов экспорта стоимость поставок вырастет.
Ключевыми задачами развития экспорта СПГ из России авторы обзора видят обеспечение собственным танкерным флотом, поиск доступных рынков сбыта, а также долгосрочную контрактацию объемов на насыщенном рынке с усиливающейся конкуренцией. За нас сыграет усиление экологической повестки в азиатских странах, сформировавшей тренд на замещение угольной генерации, и торговые войны между Китаем и США.
Еще одним драйвером развития для нашей газовой отрасли может стать газохимия, и в ней наиболее выгодным будет производство продукции высоких переделов. Экспорт метанола и аммиака сильно пострадал от санкционных ограничений, и хотя российские компании перенаправляют поставки на другие рынки, конкуренция здесь только будет усиливаться. Причем ожидаемое снижение мировых цен на природный газ ограничит преимущество отечественных производителей. Снизить затраты можно за счет логистики, но для этого потребуется развитие железнодорожной (в том числе трансграничной) и морской инфраструктуры. Дополнительные возможности для сбыта на внутреннем рынке и экспорта продуктов газохимии лежат в плоскости углубления цепочки дальнейших переделов.
Сторонние эксперты согласны не со всеми выводами исследования "Имплемента". По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, при поставках газа на рынки соседних стран, имеющих и планирующих иметь собственную разветвленную газотранспортную систему, трубопроводный транспорт гораздо более эффективен, чем СПГ. Поэтому будет рост экспорта трубного газа в направлении Китая и, возможно, Индии. Кроме того, несмотря на риторику все еще нельзя исключать восстановления трубопроводного импорта российского газа странами ЕС. Для России трубопроводный экспорт газа остается в приоритете, учитывая близость основных рынков сбыта и проблемы развития морской логистики, особенно в условиях санкций, считает эксперт.
Он также отметил, что Китай платит за газ, в том числе за трубопроводный больше, чем Европа до последнего кризиса. А по объемам в случае реализации всех заявленных трубопроводных проектов значительную часть экспорта, шедшего на Запад, можно компенсировать.
С точки зрения доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова, для России рост доли СПГ в экспорте газа обусловлен политическим давлением на отрасль. Наш трубопроводный экспорт обвалился в силу целого ряда факторов - подрыва "Северных потоков", прекращения транзита через Украину и Польшу. Поэтому главными "воротами" на зарубежные рынки для российского газа становится именно реализация СПГ-проектов, на которые сейчас и переносится акцент. Что касается полного запрета на импорт нашего газа, то еще в начале мая, когда ЕС обозначил такую цель, она вызвала, мягко говоря, неоднозначную реакцию внутри самой Европы. В частности, Франция и Бельгия, являющиеся крупнейшими покупателями российского СПГ, не готовы отказаться от этих поставок. В свою очередь, Венгрия и Словакия, в наибольшей степени зависимые от "голубого топлива" из РФ, выступают против любых ограничений. Другой путь - через изменение законодательства ЕС, путем введения нулевой квоты на закупку газа из России достаточно долгий. Для принятия такого решения не нужно согласие всех стран ЕС, только большинство голосов, но его еще надо набрать.
При этом Андрианов считает, что даже при самых благоприятных обстоятельствах и реализации всех намеченных проектов, объемы экспорта в Китай по трубе могут составить до 100 млрд кубометров в год, что не дотягивает до европейского показателя. К тому же китайский рынок традиционно менее премиальный, чем европейский. А цены поставок в Китай, видимо, будут определяться путем переговоров, а не на чисто рыночной основе. И учитывая широкие возможности КНР по использования альтернативных источников газоснабжения, Пекин будет стремиться максимально снизить стоимость российского газа.