Делегация Мурманской области обсудила на ПМЭФ ключевые вопросы развития региона
Делегация Мурманской области приняла активное участие в мероприятиях Петербургского международного экономического форума, который проходит с 18 по 21 июня в Санкт-Петербурге. При этом глава Кольского Заполярья Андрей Чибис не только представил регион на одном из ключевых деловых форумов России. Являясь председателем Арктической комиссии Госсовета РФ, губернатор Мурманской области транслировал стратегическое видение дальнейшего устойчивого развития Арктики и Северного морского пути как важнейшего транспортного и геополитического маршрута XXI века.
Работа космических масштабов
- Сегодня это не просто национальный приоритет. Освоение этой территории сродни освоению космоса для Советского Союза", - отметил Андрей Чибис в ходе сессии "Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории", которая состоялась 17 июня в ходе ПМЭФ.
Очевидно, что лед в Северном Ледовитом океане останется, научные данные это подтверждают. В этой связи развитие СМП и Трансарктического транспортного коридора (ТТК), Арктики с учетом добычи углеводородов, других минеральных ресурсов, редкоземельных металлов и другого сырья остается ключевым вопросом национальной безопасности, текущей экономики России, и играет большую роль в экономике будущего, в том числе мировой. Из этого вытекает важная задача: не только обеспечить развитие, но сделать проводку по Трансарктическому транспортному коридору и СМП экономически выгодной и привлекательной для перевозчиков. На Международном арктическом форуме (МАФ), который состоялся в конце марта в Мурманске, глава государства дал поручение разработать финансово-экономическую и организационную модель СМП, и сегодня над его исполнением ведется работа.

Также не вызывает сомнений необходимость создания эффективного инструмента реализации арктической стратегии - комплексного проекта по развитию Арктики и СМП, и это также отражено в президентских поручениях по итогам МАФ. Необходим другой уровень координации - инвесторов, министерств, транспортников, судостроителей, исследователей. При этом горизонт планирования должен уходить за 2040 год, отметили участники обсуждения.
В ходе сессии Андрей Чибис отметил, что Мурманская область - ключевой драйвер развития Арктики и Северного морского пути: здесь расположен крупнейший незамерзающий глубоководный порт - базовый для СМП, единственный в мире атомный ледокольный флот, компетенции в области морской логистики, добычи и переработки сырья и многое другое. Регион объединяет усилия власти, бизнеса и науки, чтобы сделать Арктику территорией устойчивого роста.
Напомним, в ходе МАФ президент дал старт работе нового крупного и технологичного порта "Лавна", построенного в рамках первой портовой концессии. До этого в конце 2023 года завершилось строительство новой железной дороги протяженностью почти 50 километров, которая соединяет порт "Лавна" с железнодорожной сетью страны.
Коридор между западом и востоком
В ходе сессии "Новые маршруты международной торговли" на ПМЭФ Андрей Чибис отдельно затронул тему создания ТТК, который пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока и призван соединить мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки более коротким, безопасным и экономически выгодным маршрутом.

По словам Андрея Чибиса, недавно построенная железная дорога к порту Лавна дает возможность минимум вдвое увеличить объем перевалки грузов в глубоководном и незамерзающем порту Мурманск, имеющим глубины у причалов до 15 метров. Сейчас достраиваются дальние железнодорожные подходы, благодаря чему провозная способность железной дороге к порту Мурманск достигнет 45 миллионов тонн (сегодня она составляет 27 миллионов тонн). Напомним, по итогам МАФ президент страны дал поручение минимум в три раза увеличить объем провозной способности железнодорожной инфраструктуры и в три раза увеличить объем мощности уже действующих терминалов.
Это позволит Мурманску стать мощнейшим логистическим хабом на трассе ТТК, который очень серьезно расширит возможности для грузоотправителей. Кроме того, проект имеет не только экономическое, но и экологическое значение. Сегодня в Мурманске перевалка угля производится практически в центре города. Появление современного угольного порта на западном берегу Кольского залива позволит перенести перевалку угля туда, а на месте прежних угольных терминалов, находящихся в городской черте, развивать контейнерные мощности.
Территория для сильных духом
Также губернатор акцентировал внимание собеседников на том, что главная роль в развитии Арктики, принадлежит людям, готовым преодолевать трудности.
"Наш тезис "На Севере - жить!" простой. Но эта территория - для сильных людей, с интересом. Без них освоение Севера было невозможно ни 500 лет назад, ни 100 лет назад, ни сегодня. С учетом стратегической важности для страны Арктики, нового этапа ее освоения и развития нашего логистического маршрута, также нужны люди. Президент нас поддержал не только в части формирования мастер-планов развития опорных населенных пунктов Арктики, но и дал поручения, что должно быть включено в национальные проекты, по объектам профинансировано, поручено создать отдельные разделы в действующих нацпроектах. Кроме того, на недавнем Совете по стратегическому развитию определено, что до 5 процентов финансирования в рамках действующих нацпроектов должно идти на Арктику и Дальний Восток. Масштабная поддержка президента позволит сделать территорию привлекательной для жизни, на это направлено внимание государства. Спасибо всем, кто участвует в этой работе", - сказал Андрей Чибис.
Также глава Кольского Заполярья на площадке ПМЭФ принял участие в сессии "Социальная архитектура: как проектировать будущее", где представил план развития Мурманской области "На Севере - жить!".
"На Международном арктическом форуме президент России в обращении к участникам сказал, что "На Севере - жить!" - это тот приоритет, который отражает то, что мы должны делать в Арктике. Для нас "На Севере - жить" - это не только идеология, это план конкретных действий, который даёт реальные результаты", - сказал губернатор Мурманской области.
Данный план охватывает все ключевые отрасли и сферы жизни - экономику, социальное направление, образование, здравоохранение, культуру, благоустройство, ремонт дорог и многое другое. В его основе - национальные цели, обозначенные главой государства. Документ согласован с мастер-планами опорных агломераций Мурманской области, программами реновации ЗАТО и военных гарнизонов, стратегическими проектами региона, а также с социально-экономическими соглашениями, которые заключены с ключевыми компаниями-партнерами, работающими на Кольском полуострове.

Главная цель плана "На Севере - жить!" - сохранить численность населения, повысить уровень доходов и обеспечить рост регионального бюджета. По словам Андрея Чибиса, план обновляется минимум раз в два года, потому что меняются запросы населения. Документ утвержден распоряжением администрации области, размещен на официальном сайте правительства региона, в пабликах социальных сетей. Каждый человек может увидеть, что будет делаться в его городе, что делается для развития его экономики. Эта работа уже принесла конкретные результаты: валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения Кольского Заполярья вырос в 2,3 раза, по этому показателю регион вошел в ТОП-10 по стране. Также по итогам 2024 года Мурманская область вошла в десятку российских регионов-лидеров по средней номинальной зарплате.
Напомним, стратегический план развития Мурманской области "На Севере - жить!" реализовывается в регионе с 2019 года и сформирован на основе 572 тысяч предложений от самих северян, которые указали приоритетные направления развития области. Идеи, полученные от инициативных граждан, были рассмотрены и доработаны на экспертно-отраслевых сессиях. Практику реализации плана начальник управления Президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев обозначил как социально значимую и предложил распространить подход региона в рамках большого плана "В России - жить!".