Губернатор Александр Осипов: Природные пожары в Забайкалье сведем к нулю

Третий месяц Забайкальский край в фокусе внимания властей и СМИ из-за масштабных природных пожаров. Но чрезвычайная ситуация не поставила на паузу обычную жизнь людей и экономическое развитие региона. Чем сегодня живет Забайкалье, рассказал губернатор Александр Осипов.

Губернатор Александр Осипов: Природные пожары в Забайкалье сведем к нулю
© Российская Газета

Александр Михайлович, самая тяжелая лесопожарная обстановка в этом году именно в Забайкалье. Чего, на ваш взгляд, не хватает региону, чтобы оперативно справляться с возгораниями?

Александр Осипов: Последние два года в крае складывается уникальная климатическая ситуация - абсолютные рекорды по температуре, количеству ветреных дней и, самое главное, по дефициту осадков. Такой вывод сделан по результатам метеонаблюдений начиная с 1949 года.

В прошлом году у нас сгорело почти 2 миллиона гектаров леса. Большая часть - на труднодоступных территориях. Более 60% возгораний было из-за сухих гроз. А в этом году ситуация оказалась еще более тяжелой: в марте, апреле и мае практически не выпало осадков на фоне сильной солнечной радиации. К тому же в апреле 26 дней были с ветром более 20 метров в секунду, а в мае - 28 дней. В этих условиях даже тушить пожары запрещено по правилам.

Но наши мужественные люди - и лесопожарные, и жители, и волонтеры - все равно борются с огнем. И в последние недели нам удалось локализовывать эти масштабные пожары. За позапрошлую неделю потушили 830 тысяч гектаров леса, за прошлую - 600 тысяч, на этой - ожидаем, что ликвидируем еще около 300 тысяч гектаров и подойдем по количеству очагов к значениям, близким к нулю.

Это происходит благодаря самоотверженной работе людей со всей России. К нам приезжают профессиональные лесопожарные формирования из других регионов, волонтеры, студенты. Я должен поблагодарить губернаторов, потому что люди практически изо всех субъектов очень активно помогают нам. И, конечно, огромный вклад вносят федеральные силы - Минприроды и МЧС.

Если лесопожарная обстановка будет оставаться на таком же уровне или осложняться, то это, конечно, потребует увеличения сил и средств по линии Минприроды, увеличения нормативов личного состава и соответствующей техники. Необходимо заблаговременно сосредотачивать федеральную группировку на территории регионов, подверженных угрозе возникновения лесных и ландшафтных пожаров в соответствующие периоды года. Например, в Забайкалье наиболее сложный период - это март, апрель, май. В других регионах - май-июнь, где-то - август и сентябрь. Нет смысла держать силы в одном месте круглый год. Следует направлять дополнительные группировки заблаговременно в потенциально опасные районы, чтобы максимально быстро отвечать на возникающие масштабные очаги.

Планируется, что по итогам 2025 года объем инвестиций в регионе достигнет 304 миллиардов рублей. За счет чего власти Забайкалья намерены выйти на такие цифры?

Александр Осипов: Лидирующей по привлечению инвестиций отраслью по-прежнему остается горнодобывающая: реализуется и завершается целый ряд проектов.

Вторая по значимости отрасль, с очень большим приростом, - транспортно-логистическая. На территории края осуществляется два десятка средних и крупных транспортно-логистических проектов: контейнерный терминал, логистические центры. Это проекты и российских отраслевых грандов, и новых компаний - "Трансконтейнер", FESCO, "Бизнес Актив", Wildberries, Газпромбанк и другие сооружают у нас большие склады и терминалы. Данные системные проекты строятся по естественным артериям международных транспортных коридоров, которые проходят через территорию Забайкальского края. Напомню, что почти 70% сухопутного грузооборота России и Китая, четвертой и первой экономик мира, проходит через территорию Забайкалья, через наши автомобильные и железные дороги, погранпереходы.

И этот резкий рост произошел за последние четыре года. Практически удвоился за последние два года грузооборот автомобильного транспорта. По 30-40% каждый год растет железнодорожный грузооборот. Активно реконструируются погранпереходы, железнодорожные станции. автомобильные дороги и железнодорожные пути.

И при этом тут же снова возникает дефицит провозных мощностей и пропускной способности. Поэтому мы понимаем, что потенциал еще огромен: по нашим оценкам, - 80-90 миллионов тонн, ведь 100 с лишним миллионов тонн грузов из Китая, прежде поставлявшихся через западные границы страны, теперь перенаправлено на территорию Забайкальского края. И по мере расшивки логистики и создания новых транспортных мощностей этот потенциал будет использован.

Третье направление инвестиций - жилищное строительство и коммунальное хозяйство. Мы движемся к планке ежегодного ввода до полумиллиона квадратных метров жилья. В прошлом году сдали более 400 тысяч "квадратов", а ведь еще несколько лет назад было около 150-180 тысяч. Здесь наблюдается большой прирост. Активное развитие городского хозяйства, жилья, связанных с этим инфраструктуры и потребительских рынков закручивает мощную разноаспектную воронку привлечения инвестиций и роста экономики.

По-прежнему очень большой инвестиционный потенциал у сельского хозяйства, лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслей, особенно с учетом доступности рынка соседнего Китая, и туризма.

Туризм бурно растет - каждый год от 50 до 100 процентов. Это очень отрадно, учитывая, что у нас еще не восстановился доковидный поток китайских туристов, поскольку пока не возобновлено пассажирское сообщение на легковых автомобилях. В этой связи сейчас идет трансграничное взаимодействие, регулирование и непосредственная работа по погранпереходам.

Но даже без китайских туристов у нас практически в два раза превышен объем въездного туризма по сравнению с доковидным периодом.

Все большее значение приобретает деловой туризм на территории края. За прошедшие годы у Забайкалья сформировалась положительная репутация как места инвестиций. Сложился позитивный опыт инвестирования и крупных, и средних, и малых компаний. Поэтому все больше и больше людей стало приезжать с деловыми целями.

В этом году у нас запущено несколько новых объектов размещения и туристической инфраструктуры - в очень живописном месте на берегу красивого озера Арахлей, в Чите, на других территориях, где прекрасная природа, хорошая экология и где люди с удовольствием отдыхают.

Почти 140 человек прошли собеседование в рамках регионального кадрового проекта "Герои - Победы. Будущее". Каких результатов вы ждете от его реализации?

Александр Осипов: Мы хотим дать возможность участникам специальной военной операции, с одной стороны, максимально реализовать их ценностные устремления и готовность служить Родине и обществу. С другой - эту энергию, эту силу использовать на благо края, на ускорение его развития, на изменение отношения к людям в государственных органах, местном самоуправлении, бюджетных учреждениях да, собственно, везде.

В душе этих людей жило и живет самое главное чувство - любовь к своей родине, к своим родным и близким, желание жертвенно служить. Им надо добавить соответствующе профессиональные навыки, чтобы их потенциал результативно использовать в госуправлении, в местном самоуправлении, в различных сферах бюджетной экономики и других отраслях.

Для этого нужна специальная программа подготовки. На федеральном уровне такая уже есть. Мы ее внимательно анализируем, смотрим опыт других регионов. Поэтому решили свою чуть попозже запустить - с 1 сентября. Сейчас мы проводим отбор курсантов, формируем образовательную программу. Постараемся людей обучить, по максимуму использовав их потенциал и их желания. Затем, проанализировав результаты первого потока, будем запускать следующие этапы этой программы с тем, чтобы всем участникам специальной военной операции, у кого есть желание двигаться дальше, дать эту возможность.

Александр Михайлович, вы инициировали конкурс "Решаем сами". Как проведение этого конкурса отразилось на муниципалитетах края?

Александр Осипов: Очень много активных людей у нас, и у них огромное количество сильных идей и инициатив - как сделать жизнь ярче, как обустроить среду, в которой живем, проектов, которые направлены на заботу к определенным социальным категориям, на развитие увлечений и устремлений молодежи и детей. Уже который год поддерживаем такие инициативы, стараемся максимально упростить их рассмотрение и увеличить возможности для их финансирования.

Реализация таких идей позволяет наполнить жизнь даже самых маленьких населенных пунктов, отдаленных территорий, делает востребованным желание людей самим активно участвовать в своей жизни.

Таким образом, мы создаем возможность для охвата всех и каждого по самому широкому перечню активности.

Авиакомпании вводят новые маршруты из Читы в города Дальнего Востока и западной части России, увеличивают количество рейсов. Справляется ли с потоком скромный читинский аэропорт? Когда и на какие средства он будет реконструирован?

Александр Осипов: Были даны соответствующие поручения руководства страны и правительства. Более того, существовали программы и планы, которые предусматривали окончание модернизации аэропорта Читы, реконструкции всей летной наземной инфраструктуры (перронов, рулежных дорожек, самой полосы и терминала) к 2024 году. Исполнителями были Минтранс и Росавиация, а проектирование передано ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".

К сожалению, видим, что в 2024 году не только ничего не окончилось, но даже и не началось. Было, по моему мнению, достаточно надежно все запланировано с точки зрения госуправления. Мероприятия по проектированию и реконструкции внесены в соответствующую госпрограмму, предусмотрено финансирование и обязательство заключить договоры по строительству нового терминала с эксплуатантом аэропорта. Но из-за того, что не была разработана проектно-сметная документация, - а она не разработана до сих пор, - все планы, как выражается наш президент, ушли вправо.

И, конечно, аэропорту, который по итогам последних лет является одним из самых быстро растущих в стране, приходится тяжело. Самое главное - тяжело пассажирам и авиакомпаниям.

Над решением проблемы мы сейчас активно работаем, нам помогают зампред правительства РФ Виталий Савельев, Минтранс, Росавиация. Проектирование возложено на компанию, которая эксплуатирует аэропорт. Предусмотрено федеральное финансирование на 2026-2027 годы. Должны быть выполнены работы по реконструкции и расширению наземной инфраструктуры аэропорта, находящейся в федеральной собственности. И в это же время идет проектирование нового терминала, строительство которого должно начаться с середины 2026 года.

Ситуация на контроле у председателя правительства Михаила Мишустина, его заместителей, отраслевых министров. И, конечно, мы тоже со своей стороны инициируем постоянный плотный контроль за процессом, чтобы все сделать в срок.