Глава ФНЭБ Симонов: Перекрытие Ормузского пролива обострит отношения Ирана и США
Удар США по Ирану снял вопрос об участии американцев в ирано-израильском конфликте, и Тегерану теперь незачем осторожничать, опасаясь спровоцировать Вашингтон. В первую очередь речь идет о перекрытии Ираном Ормузского пролива, через который проходит четверть поставок нефти и нефтепродуктов на мировой рынок. По разным оценкам, это подбросит мировые цены на нефть до уровня от 100 до 300 долларов за баррель.
Уже после американской бомбежки парламент Исламской Республики одобрил перекрытие пролива, но пока проход через него открыт. Через пролив отправляется нефть из Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирака, Кувейта и самого Ирана. Суммарно через него ежедневно проходит около 15-16 млн баррелей нефти и приблизительно 6 млн баррелей нефтепродуктов. Крупнейший экспортер нефти по этому маршруту - Саудовская Аравия.
По данным Управления энергетической информации (EIA), глобальный объем морской торговли нефти и нефтепродуктов в 2023 году достиг 77,6 млн баррелей в сутки. Если из него убрать 21-22 млн баррелей в сутки, проходящих через Ормузский пролив, то ценового шока на рынке не избежать. Впрочем, у некоторых стран есть обходные пути экспорта, но мощность их невелика.
Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, у Саудовской Аравии есть нефтепровод "Восток - Запад" мощностью не менее 5 млн баррелей в сутки, который можно использовать для транспортировки сырья на побережье Красного моря и дальнейших поставок через Баб-эль-Мандебский пролив. У ОАЭ есть нефтепроводы общей мощностью 1,5 млн баррелей в сутки до порта Фуджейра в Оманском заливе. По оценке EIA, в 2023 году эти транспортные артерии были недозагружены в общей сложности на 2,6 млн баррелей в сутки, уточняет эксперт.
То есть считать эти маршруты полноценной альтернативой Ормузскому проливу не получается, и значит, Иран действительно может устроить на нефтяном рынке идеальный шторм. Но может - не значит сделает, а если и сделает, то не факт, что сможет долго удерживать блокаду пролива.
Перекрыв Ормузский пролив, Иран будет вынужден почти остановить и свой собственный нефтяной экспорт
По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, разрешения иранского парламента перекрыть пролив - не более чем риторика, словесные интервенции. Аналогичное решение иранский парламент принял в 2012 году, но в результате пролив не был перекрыт. Этому есть простая экономическая причина: Иран сам осуществляет экспорт нефти через пролив. Оставить его открытым только для своих судов у Тегерана не получится, их просто задержит в Оманском заливе американский флот.
Сейчас Иран провозит через Ормузский пролив около 2,3 млн баррелей нефти в сутки. Нефтяной экспорт - основной источник доходов бюджета страны. Большей частью (90%) поставки предназначаются для Китая, хотя официально Пекин иранскую нефть не покупает, она поступает в страну как малайзийская.
Симонов считает, впрочем, что фактор экспорта сейчас не самый главный. Большее значение для Тегерана имеет политическая игра с Соединенными Штатами, которые хоть и ударили по Ирану, но ясно показали, что это акция разовая. И шанс договориться на дипломатическом уровне остается достаточно большим. Перекрытие же Ормузского пролива обострит отношения и вынудит США продолжать свое участие в конфликте.
Эксперт отмечает, что Израиль тоже не бьет по нефтеналивным иранским терминалам. Это простейшая цель, но иранский, пусть и подсанкционный, экспорт нефти пока не трогают. Как бы говоря "вы экспортируете свою нефть, но не блокируйте Ормузский пролив". К тому же удары по иранским терминалам приведут к росту котировок барреля. А перекрытие Ормузского пролива и вовсе подбросит котировки до трехзначных значений. И одним из пострадавших от взлетевших нефтяных цен станет Китай - главный покупатель иранской нефти и фактически союзник Исламской Республики.
Схожий взгляд у аналитика ФГ "Финам" Николая Дудченко. Несмотря на заявление командующего ВМС КСИР после атаки США, что Ормузский пролив будет перекрыт в течение нескольких часов, пролив остается открытым. Да, сообщается, что в проливе начался хаос с движением судов - более 50 танкеров попытались покинуть регион из-за возможной блокады. Но если бы хотели это сделать, то уже бы, конечно, сделали, а раз не делают - значит, либо действительно воспринимают атаку США как разовую акцию, либо все еще видят перспективы дипломатического решения вопроса. Перекрытие пролива, по всей видимости, рассматривается властями Исламской Республики как крайняя мера.
Если же эскалация продолжится, то едва ли произойдет моментальное закрытие прохода судов через пролив, считает Симонов. Иран может заминировать пролив или бить ракетами по танкерам: достаточно несколько подбитых судов, чтобы заблокировать проход. Но, скорее всего, Иран будет использовать свой москитный флот (быстроходные и маневренные малые боевые корабли) для разовых перехватов танкеров, уточняет эксперт. Что касается нефтяных котировок, то едва ли они достигнут даже 150 долларов за баррель, не говоря о 200 или 300 долларов. Если не брать кризис Арабское нефтяное эмбарго 1973 года (эмбарго на поставки нефти из стран Ближнего востока США и союзникам), когда котировки почти моментально взлетели в три раза, последующие потрясения приводили максиму к их двукратному росту. По подсчетам Bloomberg, средняя пиковая премия за риск во время крупнейших геополитических конфликтов последних десяти лет составляла 25-30 долларов за баррель. По мнению аналитиков агентства, в экстремальном случае она может достигнуть 58 долларов за баррель, а североамериканская нефть WTI может подорожать до 125 долларов за баррель. То есть Brent может подорожать до 130-135 долларов за баррель.