Мощности перевалки грузов в морских портах на Дальнем Востоке увеличат
В рамках дальневосточных и арктических преференциальных режимов сегодня реализуют 958 проектов с общим объемом заявленных инвестиций чуть больше триллиона рублей. Из них выполнено уже 184 проекта на сумму 346 миллиардов рублей, создано порядка 20 тысяч новых рабочих мест. Реализация всех заявленных планов резидентами префрежимов поспособствует увеличению мощности перевалки грузов в морских портах дальневосточного бассейна более чем на 300 миллионов тонн. Об этом заявил замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Виталий Алтабаев на совещании в Совете Федерации 24 июня.
В настоящее время доля транспортно-логистической отрасли в структуре внутреннего регионального продукта Дальнего Востока занимает чуть более 10 процентов и находится на втором-третьем месте после добычи полезных ископаемых. Вместе с тем доля дальневосточного бассейна в общем объеме морских перевозок России в 2024 году составила почти 30 процентов, грузооборот пунктов пропуска с 2022 года ежегодно увеличивается (за два года прирост составил 20 процентов).
«То есть подтверждается тезис, что у нас экономика структурно сместилась на Восток и ворота по выходу всех товаров фактически стали восточными. На порты Дальнего Востока приходится порядка 44 процентов импорта при почти трети экспортных отправлений. Железнодорожным транспортом доставлено 57 процентов всех грузов, трубопроводным — 31 процент, автомобильным — 10 процентов и морским — 1 процент», — отметил Виталий Алтабаев.
По мнению замминистра, выгодное экономико-географическое расположение превращает Дальний Восток в одну из основных артерий международного сообщения России из стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Объем перевалки грузов в контейнерных в портах дальневосточного бассейна вырос на 12 процентов и составил 52 процента от общероссийского значения, уточнил Алтабаев.
Он напомнил, что для поддержки инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики созданы особые режимы осуществления предпринимательской деятельности: территория опережающего развития свободного порта Владивосток, Арктическая зона Российской Федерации и режим на Курильских островах. «Основные показатели преференциальных режимов на этих территориях — это 958 проектов с общим объемом заявленных инвестиций чуть больше триллиона рублей. Из них реализовано уже 184 проекта за счет вложенных 346 миллиардов рублей инвестиций и создания порядка 20 тысяч рабочих мест», — уточнил замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Он добавил, что сегодня «портфели логистических проектов резидентов префрежимов» охватывают широкий спектр направлений. Это и строительство и модернизация морских портов, терминалов, создание новых транспортно-логистических центров, расширение складских площадей для увеличения пропускной способности пограничных пунктов. Реализация всех заявленных планов резидентами будет способствовать увеличению мощности перевалки грузов в морских портах дальневосточного бассейна более чем на 300 миллионов тонн, подчеркнул Алтабаев.