К развитию Севморпути хотят привлечь иностранных инвесторов
Развитие Северного морского пути (СМП) станет одной из ключевых тем Восточного экономического форума, который пройдет в сентябре во Владивостоке. В Совете Федерации уже готовят предложения по дальнейшему совершенствованию преференциальных режимов, которые действуют в приарктических регионах. Капитализацию основного актива Арктики обсудили и на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Эксперты считают, для развития СМП надо привлекать иностранных инвесторов, в том числе через фондовую биржу.
Транспортно-логистическая отрасль играет ключевую роль в развитии Дальнего Востока и Арктики, особенно с учетом планов по освоению Севморпути, сказал на совещании в Совфеде сенатор от Приморья Александр Ролик. На региональном уровне для российских инвесторов принимаются определенные преференции, в том числе по налогам. "Но, если мы говорим о привлечении инвестиций, это должны быть и новые юридические лица, новые виды деятельности, как из России, так и из-за рубежа, в первую очередь, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона", - отметил он.
Для капитализации СМП необходим комплексный подход, считает начальник Управления президента по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков. В пространственно-экономическую модель развития арктической зоны России, по его мнению, должны входить развитие портов внутренних водных путей, железнодорожного транспорта и автодорог, чтобы сформировать бесшовную транспортную систему. "Комплексный проект, который сейчас разрабатывается, должен основываться на национальных интересах страны, но нам нужно создать такие условия, которые позволили бы привлечь инвестиции в этот транспортный коридор для его эксплуатации и развития", - сказал он на специализированной сессии ПМЭФ.
Вахруков уточнил, что ВЭБу уже поручено создать проектный офис, который мог бы стать прообразом акционерного общества или корпорации для дальнейшего размещения акций на фондовом рынке. Кроме того, Российскому фонду прямых инвестиций поручено создать инвестиционный фонд. "Нам крайне важно задействовать фондовый рынок, как это было с Суэцким каналом, с Евротоннелем под Ла-Маншем, чтобы мы могли привлечь инвестиции под хорошие условия. На первом этапе - от наших дружественных стран. Привлечение средств могло бы послужить основой дальнейшего развития, потому что за счет бюджета мы вряд ли справимся с развитием этого транспортного коридора", - подчеркнул Вахруков.
Для того, чтобы "раскрутить" маршрут, инвесторам нужно предложить привлекательные условия. По его мнению, это может быть создание большой свободной экономической зоны, а также прозрачного, стабильного долгосрочного тарифа на перевозки и ледокольные проводки. Эти вопросы находятся в зоне государственной ответственности, подчеркнул он.
Вахруков также считает, что крайне важно синхронизировать цели со странами-партнерами: Китаем, Индией, африканскими государствами, Японией. "Если мы синхронизируем цели, а эта возможность однозначно есть, то мы превратим и трансарктический транспортный коридор, и Арктику в территорию сотрудничества, а не конфронтации и соперничества", - отметил он.
Замминистра транспорта Андрей Никитин считает, что при развитии СМП и создании транспорта для Трансарктического коридора необходимо учитывать все возможные современные беспилотные технологии и передовые достижения науки, чтобы у людей при работе за Полярным кругом было меньше рутинной работы. "Мы также должны сократить практически до нуля количества документов, которые оформляются в бумаге. Чем быстрее мы будем проходить таможенное оформление, тем выгоднее будет перевозка по Северному морскому пути. Эта задача уже решается. Закон о создании системы электронных перевозочных документов подписан", - отметил он.