Как регионам округа выйти на экспорт с проектами в сфере креативных индустрий
Выручка предприятий креативного сектора за четыре года в ДФО, по данным "Востокгосплана", выросла на 58 процентов. При этом эксперты связывают дальнейшее развитие отрасли с продвижением на зарубежные рынки, а именно в страны АТР.
В частности, большие надежды специалисты возлагают на экспорт креативной продукции в Индию и Китай. Это, конечно же, в перспективе. Чтобы работать с КНР, надо иметь налоговую привязку к этой стране, то есть местную компанию с китайским руководителем. Тем не менее первые шаги уже делаются.
Директор центра по развитию креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде на полях форума креативных индустрий в Якутске отметила, что этот тренд в дальнейшем будет только набирать обороты.
- У нас подписано широкое соглашение с ассоциацией предпринимателей Китая. Потому что мы с самого начала формулируем креативную экономику как инструмент для того, чтобы увеличить экспорт на территорию КНР, - сообщила Екатерина Черкес-заде.
Большие надежды специалисты возлагают на экспорт креативной продукции в Индию и Китай
В свою очередь председатель совета краевой организации развития анимационного искусства Хабаровского края, директор международного фестиваля анимационного кино "Анимур" Александра Дубовская считает, что выходить на международный рынок с анимацией будет сложно.
- Необходимо выдавать сразу большой объем. Нужно иметь до 200 серий, чтобы полноценно выйти в прокат, а производственных мощностей у дальневосточников сейчас не хватает. Помочь нарастить их могут анимационные кластеры в Хабаровском крае и Якутии, - подчеркнула она.
В Республике Саха, где уже успешно работает кластер "Квартал труда", глава региона Айсен Николаев поставил амбициозную задачу: к 2030 году Якутия должна стать одним из лидеров среди креативных субъектов России. В регионе не считают эту планку чрезмерно высокой.
Директор корпорации развития Якутии Афанасий Саввин привел в пример успех Сергея Протопопова, сумевшего шагнуть далеко за пределы родной республики. Он стоял у истоков фирмы MyTona, а сейчас является президентом компании Boontar Ltd. Ведет активную инновационную деятельность в России и за рубежом в сфере IT, в частности, в области e-commerce, создания b2b-сервисов для повышения продаж в бизнесе. Сейчас он создает Boon Market - якутский аналог "Яндекс Лавки" - и уже привлек около 200 миллионов рублей инвестиций в свой проект.
- Креатив - это все-таки малый бизнес. Чаще всего страшно постучаться в высокие кабинеты. Как показывает пример нашей компании, мы не испугались и выиграли самый крупный инвестиционный грант. Я хочу сказать, что не надо бояться быть первопроходцами и целиться нужно всегда на большой рынок. Когда мы только начинали создавать компьютерные игры, все говорили, что в Якутии и даже в России в целом потребителя для нас нет. А мы нацелились на мировой рынок, в основном на американский, и дело пошло. Добившись же успеха, не стоит забывать домашний рынок. Ведь именно это и есть основа, корни, источник кадров, которые решают все, источник вдохновения, - отметил Сергей Протопопов.
В Республике Саха год назад был открыт маркетплейс "Сделано в Якутии". Сегодня там размещен 91 бренд. Местные предприниматели реализуют свою продукцию в 68 субъектах России и в шести зарубежных странах.
- В связи с тем, что наши предприниматели уже выходят на рынки за пределы региона, возникает острая необходимость в регистрации результатов интеллектуальной деятельности, оформления товарного знака, патентования. Это сейчас задача номер один. Наш центр буквально со следующего месяца начнет работу в этом направлении, - поделилась директор регионального центра "Мой бизнес" Зоя Седалищева.
Говоря про экспортный потенциал дальневосточных регионов, эксперты указали на месторождения нефрита в Бурятии, который крайне востребован в Китае и Монголии, но его обработка в регионе не развита. Очевидно, что продавать сырье, пусть даже ошлифованный камень - значит, потерять в цене. Гораздо выгоднее поставлять готовые изделия. Для этого сегодня необходимо обучить камнерезов.
Живой пример, когда молодой человек продал в Монголии окатыш с окалиной за три тысячи долларов, поскольку сильно нуждался в деньгах. Из Монголии камень перекочевал в Китай уже за 10 тысяч. Оттуда в Гонконг, где, сделав срез, обнаружили редкий рисунок и продали изделие из редчайшего камня уже за 150 тысяч долларов.
К креативным индустриям в Бурятии также хотят отнести тибетскую медицину и связанный с ней туризм. Но для этого нужно, чтобы бурятские эмчи (лекари) получили официальный статус.
В целом каждому региону Дальнего Востока есть что предложить и друг другу, и зарубежным партнерам. Перспективы креативной экономики в ДФО весьма неплохие, но для достижения результата она должна развиваться прежде всего внутри региона и страны.