Казахстан расширит практику выдачи цифровых разрешений автоперевозчикам из стран ЕАЭС и Прибалтики

По словам Калиакпарова, переход к цифровому формату разрешительных документов уже дал положительные результаты. Так, в апреле 2024 года стартовал пилотный проект по обмену электронными бланками с Узбекистаном. Благодаря внедрению новой системы число рейсов увеличилось с 6 до 36 тысяч, а административные издержки удалось существенно сократить.

Кроме того, в декабре прошлого года завершился переход на электронные бланки для перевозок между Казахстаном и Китаем. Это нововведение также позволило кратно увеличить количество рейсов – с 50 до 230 тысяч.

«В министерстве ведется работа по переходу на электронные транспортные и разрешительные документы. <…> В 2025 году также планируется перевод бланков разрешения в электронный формат с рядом стран, входящих в ЕАЭС, Организацию тюркских государств и Прибалтику. Кроме того, ведется активная работа по цифровизации процессов в авиационной отрасли», – отметил Калиакпаров, выступая на сессии «Устойчивый транспорт в Евразийском регионе: мобильность, мультимодальность и цифровизация».

В сфере авиации, как уточнил вице-министр, реализуется проект по переходу к полностью цифровому оформлению грузовых авианакладных, что должно сократить время обработки грузов с 24 часов до одного часа. Также внедряется система E-Gate – автоматизированный контроль паспортов, не требующий участия инспектора.

«Это позволит увеличить пропускную способность почти в 10 раз. По итогам реализации мероприятия объем транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом увеличится в 22,4 раза, автомобильным в 2 раза. Количество пассажиров, пользующихся воздушным пространством, увеличится в 2,2 раза. Перевозка грузов – в 3 раза», – добавил Калиакпаров. Он подчеркнул, что цифровизация способствует ускорению логистических процессов по всем направлениям.

Особое внимание, по словам представителя министерства, уделяется углублению сотрудничества в сфере перевозок с государствами – участниками ЕАЭС. Объем казахстанского экспорта в эти страны составляет 35,8 млн тонн, что эквивалентно 42% от общего объема поставок. При этом на долю стран ЕАЭС приходится 64% всего транзита через Казахстан – это 17,5 млн тонн.

«Такие показатели свидетельствуют о высокой степени транспортной взаимосвязанности и необходимости дальнейшей синхронизации инфраструктурных решений», – подчеркнул Калиакпаров.