Губернатор Цыбульский: Сегодня экспорт - уже не просто экономический показатель
Санкционное давление на российскую экономику не завело ее в тупик. Напротив, оно стало мощным катализатором перестройки всей системы внешней торговли. Как председатель комиссии Госсовета по международной кооперации и экспорту я это хорошо вижу, и на Петербургском международном экономическом форуме эта тема вышла на первый план. Благо, есть о чем сказать, ведь за три года мы прошли сложный, но необходимый путь трансформации.
Во-первых, разворот экспортных потоков. Да, уход с традиционных рынков заставил искать новые. И мы их нашли - в странах Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. Этот стратегический разворот открыл перед российскими регионами качественно иные возможности. Нацпроект "Международная кооперация и экспорт" стал нашим основным инструментом, объединяющим усилия федерального центра, регионов и бизнеса для достижения общей цели - роста несырьевого, неэнергетического экспорта.
Во-вторых, государство здесь поддерживает диалог с бизнесом, и работает не для отчета. Работа комиссии Госсовета строится вокруг реальных запросов экспортеров. Наше заседание в рамках ПМЭФ было посвящено именно этому - обсуждению самых востребованных мер поддержки. Разговор получился предельно предметным: конкретные проблемы, практические предложения.
В-третьих, кровеносная система экспорта - логистика - получила продление и новые механизмы. Здесь есть важные новости, напрямую влияющие на работу компаний. Правительство продлило действие транспортной субсидии. Для регионов с протяженными плечами доставки, как наш Архангельск, эта мера поддержки критически важна. Ее продление - это сигнал стабильности для экспортеров.
Но мы идем дальше. С 2025 года стартует принципиально новый механизм: 50-процентная скидка на фрахт по трансарктическим международным маршрутам. Главное его преимущество - скидка предоставляется непосредственно при заключении контракта, без мучительного ожидания компенсации. Это шаг к повышению предсказуемости логистических затрат и снижению барьеров для выхода на новые рынки через Арктику.
В-четвертых, к экспортным операциям привлекаются малые и средние предприниматели. Это еще одна точка роста. Развитие зарубежной сети представительств Российского экспортного центра и совершенствование цифровой платформы "Мой экспорт" создает необходимую инфраструктуру для экспортеров, особенно для малого и среднего бизнеса. Для них это часто вопрос не просто выхода на рынок, а принципиальной возможности такого выхода. Особенно для бизнеса из регионов.
Важно понимать: экспорт для регионов - это не абстрактные цифры. Это наполнение бюджетов, стабильные рабочие места, загрузка производственных мощностей. Мы видим успешные системные подходы, например, в Башкортостане и Татарстане. Предложено масштабировать их опыт, создав открытый реестр лучших региональных практик. Это позволит другим субъектам быстрее находить работающие модели.
Также поднят ключевой вопрос устойчивого финансирования региональных центров поддержки экспорта. Им необходим горизонт планирования, чтобы выстраивать стратегическую, а не точечную работу.
Работа комиссии Госсовета - это постоянный процесс. Инициативы от регионов и бизнеса оперативно переводятся в проектные решения. Наша цель - не просто поддерживать текущий уровень несырьевого экспорта, а обеспечить его устойчивую экспансию. Сегодня экспорт - это уже не просто экономический показатель. Это фундаментальный инструмент обеспечения национальной устойчивости и экономического суверенитета России.