Турция в очередной раз повышает плату за проход по Босфору и Дарданеллам
Турция в очередной раз повышает плату за проход по Босфору и Дарданеллам
С 1 июля сборы увеличены на 15 %, общая нагрузка на судовладельцев выросла в 7,2 раза с 2022 г.
С 1 июля 2025 года Турция в очередной раз повысила сбор за транзит судов через проливы Босфор и Дарданеллы — теперь он составляет $5,83 за тонну чистого тоннажа. Это на 15 % больше, чем в 2024 году.
Повышение стало четвёртым по счёту с 2022 года, когда власти республики начали ежегодную индексацию платы. Тогда базовый тариф составлял всего $0,80 за тонну и не менялся почти 40 лет. В результате текущая ставка уже в 7,2 раза выше прежней.
Резкий рост стоимости транзита неизбежно влияет на глобальные логистические цепочки, особенно для стран, активно использующих маршрут через Чёрное море. Повышение сборов затрагивает экспортные и импортные поставки зерна, металлов, энергоносителей и другой продукции.
По данным Министерства транспорта Турции, в 2024 году через Босфор и Дарданеллы прошло более 51 000 судов, а общая сумма собранных транзитных сборов составила около $227 млн.
Тариф устанавливается по правилам международной Конвенции Монтрё и привязан к специальной валютной единице — «золотому франку». Из-за этого сумма сбора может меняться в зависимости от колебаний валют, что затрудняет судоходным компаниям заранее точно рассчитывать свои расходы.
Примечание редакции: Золотой франк — международная расчётная единица, эквивалентная 0,29 грамма чистого золота. Используется в ряде международных соглашений, включая Конвенцию Монтрё, для расчёта платежей вне зависимости от курса конкретных валют.
Официально власти Турции заявляют, что доходы от новых сборов направляются на поддержку работы береговых служб и повышение безопасности навигации. Однако в экспертной среде высказываются сомнения в прозрачности распределения этих средств и их реальном влиянии на модернизацию инфраструктуры проливов.
Повышение тарифов вызывает обеспокоенность у ряда операторов и грузоотправителей, которые рассматривают обходные маршруты или готовятся к росту стоимости доставки. Всё больше участников рынка считают, что Турция использует своё выгодное положение на проливах не только для навигации, но и для получения дополнительной экономической выгоды.