Эксперт Родионов: Рынок де-факто отыграл увеличение квот добычи ОПЕК+ в апреле

Саудовская государственная нефтяная компания Saudi Aramco объявила о повышении отпускных цен на нефть с начала августа для покупателей в Азии, Европе и Северной Америке, то есть для всех ключевых рынков сбыта. Саудиты чаще всего лишь следуют за веяниями рынка, и это подорожание означает уверенность крупнейшей нефтяной компании мира в стабильности котировок барреля и даже некотором их росте.

Эксперт Родионов: Рынок де-факто отыграл увеличение квот добычи ОПЕК+ в апреле
© Российская Газета

С другой стороны, страны ОПЕК+ 5 июля согласовали еще большее ускорение роста добычи нефти в августе - на 548 тыс. баррелей в сутки, что должно было если не обвалить цены, то хотя бы немного снизить их. Но этого не произошло, котировки эталона Brent сейчас находятся на уровне 69,5 долл. за баррель, на доллар выше, чем неделю назад. Если взять больший период, то с минимума в начале мая сорт Brent подорожал на 15%.

Ранее многочисленные прогнозы сходились в том, что на рынке во второй половине года сформируется профицит предложения нефти, что будет способствовать снижению стоимости барреля. Ускоренный рост добычи в странах ОПЕК+ должен был лишь усугубить ситуацию. С апреля по август этого года страны согласовали увеличение предложения на рынке на 1,92 млн баррелей в сутки. Квота добычи нефти нашей страны за этот же период выросла с 8,98 млн до 9,34 млн баррелей в сутки. Большое увеличение только у Саудовской Аравии, как компенсации за дополнительные сокращения 2020-2023 годов, до 9,76 млн баррелей в сутки.

Как отмечает аналитик ресурсных секторов "Ренессанс Капитала" Марк Шумилов, у некоторого роста цен на нефть сейчас есть три основные причины: повышенный сезонный рост спроса, продолжающиеся компенсации по добыче стран ОПЕК+ за перепроизводство в предыдущие периоды, что занижает реальный объем предложения, а также временной лаг между ростом объемов добычи и фактического предложения нефти на рынке. Эксперт напоминает, что котировки барреля находятся все еще сильно ниже уровней прошлого года, когда Brent торговался по 85 долл. за баррель.

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, ни Саудовская Аравия, ни любая другая страна ОПЕК+ не способна устанавливать котировки на черное золото. Можно лишь подстраивать свои отпускные цены под актуальные рыночные реалии. Решение Saudi Aramco свидетельствует о том, что Эр-Рияд рассчитывает на устойчивую ценовую конъюнктуру даже в период роста добычи в рамках альянса ОПЕК+.

По мнению эксперта, эффект от роста добычи в рамках ОПЕК+ оказался поглощен "встречной волной" других факторов. Во-первых, это снижение рисков тарифных войн Дональда Трампа. США продолжают грозить разным странам высокими пошлинами, но стало очевидным, что китайско-американской торговой войны на выживание и глобального экономичного коллапса, скорее всего, не будет. А именно подобные угрозы были основной причиной снижения нефтяных цен в первой половине нынешнего года. Во-вторых, свою роль играет снижение курса доллара по отношению к другим валютам. То есть нефть все-таки дешевеет, но мы не видим этого из-за того, что цены на нее устанавливаются именно в американской валюте. В-третьих, американская сланцевая индустрия перестает быть драйвером роста предложения на рынке. Вопреки обещаниям Трампа существенно увеличить добычу (а эти планы тоже давили на рынок), быстрого наращивания производства не происходит, а в следующем году прогнозируется даже ее небольшое снижение. Кроме того, действует и фактор снижения рисков ценовых войн между странами - членами ОПЕК+.

Прогнозы о распаде сделки в 2025-2026 годах были, но на сегодняшний день не оправдались. Более того, скорее можно говорить, что внутри альянса удалось сгладить противоречия между участниками. Производство увеличивается, цены немного выросли, вопрос лишь - долгосрочный ли это тренд?

В целом эксперты скептически оценивают шансы нефти подорожать выше сегодняшних значений. По словам портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, ближе к концу года возможен риск переизбытка предложения нефти на рынке в связи с очередным увеличением квот ОПЕК+. Пока же 70 долл. за баррель эксперту видится как устойчивый уровень.

Шумилов считает, что существует риск значительного профицита предложения нефти на рынке к четвертому кварталу 2025 года, когда весь прирост добычи стран ОПЕК+ может уже оказаться на рынке. Соответственно, это снизит цены.

С точки зрения Андрианова, в среднесрочной перспективе ожидать существенного увеличения цен не приходится. Будет неплохо, если они закрепятся в коридоре 65-70 долл. за баррель. Выход из этого диапазона возможен либо в случае новой эскалации на Ближнем Востоке (уже разгоняются слухи о вероятных новых ударах Израиля по Ирану), либо же в случае обострения китайско-американских отношений.

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов уверен, что рынок де-факто заложил и отыграл увеличение квот добычи ОПЕК+ еще в апреле (на 137 тыс. баррелей в сутки), а потом во время его ускорения в мае-июле (411 тыс. баррелей в сутки ежемесячно). Но стимулов для роста котировок сейчас нет, изменить это могут лишь геополитические факторы. С учетом их рисков Brent в этом году будет стоить около 65 долл. за баррель. Но эпоха высоких цен на нефть подходит к концу, реальная цена без геополитики составит 55-60 долл. за бочку.

Эксперт подчеркивает, что в целом переход к сравнительно дешевой нефти сейчас происходит более плавно, чем в середине 1980-х годов. И в целом для России это хорошо, у нас есть несколько лет в запасе, чтобы перестроить бюджет и начать перестраивать экономику. В том числе за счет развития несырьевых секторов.