Пошлины для покупателей российской нефти: в США вновь заговорили о санкциях
США готовы вернуться к рассмотрению новых рестрикций в отношении России. Президент страны Дональд Трамп заявил, что изучает законопроект, внесенный сенатором Линдси Грэмом в Конгресс, предусматривающий введение пошлин в 500 процентов на товары, импортируемые в США из стран, которые закупают у России энергоносители.
Главные покупатели нашей нефти - Китай и Индия. На их долю приходится по разным оценкам от 70 до 85 процентов экспорта российской нефти и 15-20 процентов поставок за границу нефтепродуктов. Для обоих стран США основной торговый партнер. Причем их экспорт в США значительно превышает импорт американских товаров. Фактически США - главный рынок сбыта для Китая и Индии, критически важный для их экономик. Пошлины, даже не в 500, а 50 процентов закроют американский рынок для индийской и китайской продукции.
Приведем некоторые цифры за 2024 год. Торговый оборот США и Китая - 688 млрд долларов (3-е место по объемам взаимной торговли после Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН и ЕС), из которых китайских товаров экспортируется в Америку почти на 525 млрд. Импортируется американских товаров в Поднебесную - всего на 163 млрд. Торговый оборот Китая с Россией (8-е место) - 245 млрд долларов, импорт из нашей страны - 129 млрд, экспорт - 116 млрд. Главный торговый партнер Индии - США (оборот 129 млрд долларов). Экспорт индийских товаров в Америку в два раза превышает импорт американских в Индию. Россия в списке торговых партнеров Индии делит четвертое и пятое место с Саудовской Аравией. Как и в случае с Китаем, мы больше экспортируем товары в Индию, нежели завозим к себе их продукцию.
Для российской нефти равноценных Индии и Китаю доступных рынков сбыта в мире больше не существует. Мы сумели адаптироваться после отказа ЕС покупать нашу нефть, но, если проблемы возникнут с Китаем и Индием, экспорт придется сокращать. Налоги у нас платятся с добычи нефти, но половина извлеченных из недр объемов отправляется на экспорт, поэтому производство тоже снизится. Доля нефтегазовых доходов в бюджете России 2024 года составила 30 процентов. В 2025 году ожидается, что они составят 8,3 трлн рублей из 38,5 трлн рублей (21,5%).
Впрочем, не все так однозначно. Несмотря на явное большее значение США, если исходить из цифр, для экономик Китая и Индии, наши поставки энергоносителей для них также критически важны. На мировом рынке нет такого переизбытка нефти, чтобы так просто отказаться от ее ключевого поставщика, каковым для Китая и Индии является Россия. Пример буксующей экономики Европы у всех перед глазами. Здесь еще можно вспомнить, что если Индия старается не нарушать рестрикции США, то Китай, хотя и не в открытую, но их обходит. К примеру, импортируя иранскую нефть под видом малайзийской.
Еще один нюанс в том, что для самих США прекращение поставок китайских и индийских товаров, или их резкое подорожание, будет иметь критические последствия. Вырастут цены практически на все, а по некоторой продукции может возникнуть дефицит, который в моменте окажется невозможно восполнить. Кроме того, неизбежно, что очередное перетряхивание мирового нефтяного рынка приведет к росту цен на нефть, а значит подорожанию топлива внутри США, что станет явным сигналом для большинства простых американцев: "Действующий президент - плохой!". Другое дело, что Дональд Трамп отбывает на посту президента США последний срок и может пойти на непопулярные меры, чтобы вписать себя в историю. Как правитель по итогам своего президентства "сделавший Америку снова великой", в том смысле, который он вкладывает в этот лозунг.
Опрошенные "РГ" эксперты оценивают риск применения новых санкций по-разному. По словам зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, при обсуждении очередного ограничивающего пакета санкций для Трампа во главе угла будет - не потенциальный ущерб России, а выгода для США. Раскачивать ситуацию на рынке нефти сегодня выгодно только спекулянтам.
Национальные интересы США, как одного из крупнейших потребителей и одновременно производителей нефти, сводятся к необходимости сохранения относительно высоких цен на нефть и удержания экспортных плацдармов. В отличие от России США добычей покрывают не более 65 процентов собственных потребностей (13,3 млн баррелей в сутки против 20 млн баррелей потребления), и более 4 млн баррелей ежесуточно экспортируют. Эти показатели свидетельствуют, что США, важно, в первую очередь, играть роль главного жандарма на мировом нефтяном рынке. Из трех стран с наибольшими нефтяными запасами в недрах (Венесуэла, Саудовская Аравия, Иран), две находятся под серьезными санкциями, которые не позволяют нефтяной отрасли ощутимо наращивать темпы добычи и экспорта, отмечает эксперт.
Аналогичный взгляд у зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева. Он считает, что введение заградительных пошлин возможно только в том случае, если Трамп хорошо проспонсирует американскую нефтянку, и готов к внутренним социальным проблемам, как-то рост стоимости топлива на АЗС США.
Но не все так оптимистичны. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов оценивает вероятность принятия законопроекта Линдси Грэма, как достаточно высокую. Эксперт уточняет, что это вовсе не означает стопроцентное исполнение всех пунктов закона. Сейчас на бумаге это чистое безумие - если страна покупает российские энергоносители, то на весь ее экспорт в США налагаются пошлины в 500 процентов. Это классическая трамповская стратегия бульдозера - попытка напугать, заставить вступить в переговоры и какие-то требования выполнить, уверен Симонов.
Схожее мнение у директора по исследованиям компании "Имплемента" Марии Беловой. Шанс введения новых санкций достаточно высокий. Но предыдущие шаги Трампа наводят на мысль, что это будет скорее приглашением к диалогу - то есть санкции начнут применять не мгновенно. А если учесть, что крупнейшими покупателями российской нефти являются Китай и Индия, то это может быть серьезный разговор на четверых по очень широкому кругу вопросов глобальной повестки, поясняет Белова.
При этом понятно, что даже если стороны не смогут договориться, и в результате санкции будут применены, экспорт российской нефти не упадет до нуля. Как отмечает Гусев, пример взаимодействия Ирана и Китая показывает, что даже при прямом полном запрете покупки нефти из страны, экспортные потоки не остановились. Главный вопрос, по какой цене? Санкции ухудшат наши переговорные позиции с покупателями. Даже дружественные страны, несмотря на название, получат возможность поторговаться о цене поставок нашей нефти, и будут выбивать себе дополнительные скидки.
Симонов видит развитие ситуации в несколько этапов. Сначала Трамп заявит о моратории на применение заградительных пошлин. Дальше начнется история с правоприменительной практикой, поскольку в законе довольно много туманных формулировок. К примеру, санкции накладываются на страны, которые не оказывают помощи Украине. Импортеры нашей нефти начнут переговоры с США об исключениях применения к ним новых санкций. А поскольку США уже объявили о пошлинах 10 процентов на товары из стран БРИКС, в который входят крупнейшие импортеры нашей нефти, то тем для торга сторон будет предостаточно. Переговоры будут тяжелые, но какие-то исключения и разрешения, несомненно, будут предоставлены. Как сербской компании NIS (с участием "Газпрома" и "Газпром-нефти"), которая попала под в санкционные списки Минфина США в январе этого года, но продолжает работать, получая каждые два месяца отсрочку от применения рестрикций.
Убрать российскую нефть с мирового рынка невозможно, уверен Симонов. Просто нашим компаниям опять придется искать обходные пути экспорта, используя теневые схемы, в том числе иранский опыт. А все это ведет к значительному увеличению издержек, которые у отечественных компаний и так очень высокие.
Как замечает Станкевич, опыт трех последних лет показал, что российские нефтяные компании проявляют высокий уровень адаптивности к меняющимся реалиям. При необходимости решения будут найдены. При этом сохранение дисконта на российскую нефть является маркером, привлекающим данный ресурс на рынки крупнейших экономик - Китая и Индии.