Эксперт Симонов об угрозах Трампа: Убрать нефть из РФ с мирового рынка невозможно
Президент США Дональд Трамп введет вторичные пошлины в 100 процентов на товары из стран, закупающих нефть в России, если за 50 дней не получится добиться украинского урегулирования. Об этом он заявил на встрече с генсеком НАТО Марком Рютте.
Ранее сообщалось, что в законопроекте о вторичных пошлинах, внесенном в Конгресс США сенатором Линдси Грэмом, предусматривалось введение пошлин в 500 процентов. Впрочем, особого значения размер пошлин 500, 100 или 50 процентов не имеет. В любом случае они окажутся заградительными для торговых партнеров США.
Главные покупатели нашей нефти - Китай и Индия. На их долю приходится по разным оценкам от 70 до 85 процентов экспорта российской нефти и 15-20 процентов поставок за границу нефтепродуктов. Для обеих стран США основной торговый партнер. Причем их экспорт в США значительно превышает импорт американских товаров. Фактически США - главный рынок сбыта для Китая и Индии, критически важный для их экономик.
Другой разговор, что метод ведения переговоров Дональдом Трампом уже изучен. Он обозначил переговорную позицию США и теперь ждет ответа заинтересованных сторон. Причем, вероятнее всего, этими сторонами в переговорах о пошлинах будет не Россия, а те же Китай и Индия, а также другие импортеры нашего углеводородного сырья: Бразилия, Турция и некоторые другие страны. Отдельный интерес представляет тот факт, что нефть и газ из России пусть и в ограниченном объеме продолжает поступать в Европу. Кроме того, Япония продолжает получать "право на исключение", также приобретая российскую нефть с совместных проектов. То есть право на исключение на применение пошлин будут просить многие. Причем сам Трамп своими многочисленными словесными интервенциями, обещаниями и угрозами ставит себя в неудобное положение. На некоторые резкие меры, по-видимому, ему придется идти просто ради того, чтобы его продолжали воспринимать всерьез.
Для российской нефти равноценных Индии и Китаю доступных рынков сбыта в мире больше не существует. Мы сумели адаптироваться после отказа ЕС покупать нашу нефть, но, если проблемы возникнут с Китаем и Индией, экспорт придется сокращать. Налоги у нас платятся с добычи нефти, но половина извлеченных из недр объемов отправляется на экспорт, поэтому производство тоже снизится. Доля нефтегазовых доходов в бюджете России 2024 года составила 30 процентов. В 2025 году ожидается, что они составят 8,3 трлн рублей из 38,5 трлн рублей (21,5%).
Но не все так однозначно. Несмотря на явное большее значение США, если исходить из цифр, для экономик Китая и Индии, наши поставки энергоносителей для них также критически важны. На мировом рынке нет такого переизбытка нефти, чтобы так просто отказаться от ее ключевого поставщика, каковым для Китая и Индии является Россия. Пример буксующей экономики Европы у всех перед глазами. Здесь еще можно вспомнить, что если Индия старается не нарушать рестрикции США, то Китай, хотя и не в открытую, но их обходит. К примеру, импортируя иранскую нефть под видом малайзийской.
Еще один нюанс в том, что для самих США прекращение поставок китайских и индийских товаров, или их резкое подорожание, будет иметь критические последствия. Вырастут цены практически на все, а по некоторой продукции может возникнуть дефицит, который в моменте окажется невозможно восполнить. Кроме того, неизбежно, что очередное перетряхивание мирового нефтяного рынка приведет к росту цен на нефть, а значит подорожанию топлива внутри США, что станет явным сигналом для большинства простых американцев: "Действующий президент - плохой!". Другое дело, что Дональд Трамп отбывает на посту президента США последний срок и может пойти на непопулярные меры, чтобы вписать себя в историю. Как правитель по итогам своего президентства "сделавший Америку снова великой", в том смысле, который он вкладывает в этот лозунг.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов видит так развитие ситуации: Трамп заявил о моратории 50 дней на применение заградительных пошлин, дальше начнется история с правоприменительной практикой, поскольку в законе довольно много туманных формулировок. К примеру, пошлины накладываются на страны, которые не оказывают помощи Украине. А это очень скользкая тема. Определенную помощь оказывает Китай, Индия и Турция. Импортеры нашей нефти начнут переговоры с США об исключениях применения к ним новых санкций. А поскольку США уже объявили о пошлинах 10 процентов на товары из стран БРИКС, в который входят крупнейшие импортеры нашей нефти, то тем для торга сторон будет предостаточно. Переговоры будут тяжелые, но какие-то исключения и разрешения, несомненно, будут предоставлены. Как сербской компании NIS (с участием "Газпрома" и "Газпром-нефти"), которая попала под в санкционные списки Минфина США в январе этого года, но продолжает работать, получая каждые два месяца отсрочку от применения рестрикций.
Убрать российскую нефть с мирового рынка невозможно, уверен Симонов. Просто нашим компаниям опять придется искать обходные пути экспорта, используя теневые схемы, в том числе иранский опыт. А все это ведет к значительному увеличению издержек, которые у отечественных компаний и так очень высокие. Хотелось бы, чтобы это учитывал наш Минфин, подчеркивает Симонов.