Свердловская компания «НАГ», которая занимается поставками телекоммуникационного оборудования, в 2024 году подала иск к шереметьевской таможне. Поводом стало включение агентской комиссии, то есть платы за услуги по переводу денег за границу, в таможенную стоимость. А от нее рассчитывается пошлина и ввозной НДС.
В декабре Арбитражный суд Московской области отклонил иск. Однако суд второй инстанции отменил это решение и постановил, что агентские услуги не должны включаться в налог. Кассационный суд поставил точку, оставив это решение без изменений.
Проблема включения агентского вознаграждения в таможенную стоимость, причем нередко постфактум, знакома многим импортерам. Продолжает старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло старший партнер компании «Оптималог» «Таможня стала активно присматриваться к контрактам, которые исполняются оплатами через платежных агентов. Естественно, таможенные органы видят большой потенциал для начисления таможенной стоимости. Почему? Давайте посмотрим. Прибывает товар в среднем 30-40 тысяч долларов в одной декларации, мы говорим про контейнер, и комиссия платежного агента плюс-минус два года назад составляла 2-3 тысячи долларов. Как минимум НДС 20% — это уже лишние 600 долларов. А дальше пошлины еще 5-7%, еще 200-300 долларов. В общем, я сейчас так прикинул, со стоимости товара в 30-40 тысяч долларов можно дополнительно получить 1-1,2 тысячи долларов в виде доначисленных таможенных платежей и пеней. Это большая и емкая тема для возможности доначислений».
В ноябре 2024 года Минфин сообщил, что бизнес стал использовать услуги платежных агентов в связи с трудностями с переводом за границу. И агент не может рассматриваться как посредник, поскольку выполняет только техническую функцию.
Зачастую российские импортеры работают сразу с несколькими платежными агентами, которые отправляют платежи только в конкретные страны или конкретным поставщикам. И не всегда агентское вознаграждение включается в таможенную стоимость, рассказывает финансовый директор группы компаний «Мастерпроф» Александра Цветкова:
Александра Цветкова финансовый директор группы компаний «Мастерпроф» «У нас несколько агентов, и они отличаются схемой работы. Есть агенты, которые выделяют именно свою платежную комиссию отдельно, и мы ее прямо оплачиваем, и она не включается в таможенную стоимость, потому что это отдельная услуга стороннего лица по переводу денежных средств. А есть агенты, которые свою комиссию включают именно в стоимость платежа. Вот эти суммы входят в таможенную стоимость, и, когда мы начинаем таможить товар, на нее распространяются таможенные пошлины, НДС. Но у нас, поскольку это один только такой агент, не очень большие расходы».
Можно ли говорить, что после решения кассационного суда таможенники перестанут учитывать комиссию платежного агента в таможенной стоимости товара? Рассуждает советник налоговой и таможенной практики юридической компании Nextons Анна Кнельц:
Анна Кнельц советник налоговой и таможенной практики юридической компании Nextons «Таможенные органы, как правило, рассматривают судебную практику как решения, которые касаются какого-то конкретного случая и не распространяются на другие случаи. То есть в каждом конкретном случае они считают, что ситуация должна рассматриваться заново. Соответственно, ясность и определенность в этом вопросе могут наступить только после того, как в законодательство будут внесены изменения, в том числе на уровне евразийской экономической комиссии».
Но положительные моменты все же есть. По словам юриста, в других подобных делах суды будут учитывать исход спора компании «НАГ» с шереметьевской таможней. И хотя в России не прецедентное право, обычно по схожим делам суды ориентируются на уже принятые ранее решения.
И это важно не только для бизнеса, но и для российских потребителей. Потому что повышение таможенной стоимости ведет к росту издержек импортеров, которые закладываются в цену товара.