Смогут ли алтайские сельхозпроизводители сохранить объемы экспорта зерна
На фоне серьезного падения экспорта российского зерна в целом в Алтайском крае за первое полугодие 2025-го поставки зерновых и зернобобовых культур за рубеж увеличились на четыре процента. По оценкам экспертов, рост обеспечили прошлогодние контракты с Китаем. Но с марта экспорт зерна и других продуктов растительного происхождения из региона начал сокращаться, подтверждая общероссийскую тенденцию.
По данным Алтайского филиала Федерального центра оценки безопасности и качества продукции АПК (ФГБУ ЦОК АПК), за шесть месяцев текущего года экспорт зерновых и зернобобовых культур составил 487 тысяч тонн, что на четыре процента больше показателя аналогичного периода 2024-го. Наибольшим спросом за рубежом пользовались алтайские соя, гречиха, чечевица и кукуруза. Основные экспортеры - Китай, Япония, Казахстан, Беларусь, Иран. А вот поставки пшеницы сократились, ее закупают главным образом Казахстан, Кыргызстан, Китай и Вьетнам.
Как сообщили в Алтайском филиале ЦОК АПК, экспорт масличных культур сохранился на уровне 2024 года - 225,5 тысячи тонн. Больше всего сельхозпроизводители отправили зарубежным партнерам подсолнечника - 152 тысячи тонн, что в полтора раза превышает прошлогодние поставки. Почти весь объем закупил Казахстан. Тогда как масличный лен традиционно закупал в основном Китай (49 тысячи тонн из 52,5 тысячи), а рапс - Беларусь (4,5 тысячи тонн из примерно шести тысяч). При этом появились и новые экспортеры: небольшие партии алтайского льна приобрели Южная Корея и Япония, которые ранее им не интересовались.
Поставки растительных масел тоже остались примерно на уровне прошлогодних января-июня - 175,5 тысячи тонн, и почти весь этот объем отправили в Поднебесную. А самый заметный рост экспорта отмечен в сегменте кормовой и фуражной продукции. Так, отгрузка жмыхов, шротов, отрубей, свекловичного жома, комбикормов в Китай, Казахстан, Монголию и Узбекистан увеличилась на тринадцать процентов.
При этом, как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Государственное таможенное управление КНР, за первое полугодие 2025-го экспорт российской пшеницы в Китай сократился более чем в пятнадцать раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почти в два с половиной раза упали объемы поставок ячменя. Выросла только отгрузка кукурузы в Поднебесную.
С чем связан такой обвал и почему в Алтайском крае сохранилась положительная динамика почти по всем позициям, кроме пшеницы?
- Экспорт сельхозпродукции, действительно, резко сократился, особенно в КНР, по ряду причин как экономических, так и внешнеполитических, - подтвердил корреспонденту "РГ" глава Российского зернового союза (РЗС) Валерий Злочевский. - Некоторые страны боятся санкций за приобретение российских товаров. Но основные причины экономические: укрепление рубля, действующие в нашей стране вывозные пошлины и квоты на экспорт зерна, низкие мировые цены. У нас есть надежда на то, что экспортные поставки восстановятся, но для этого нужно принимать решения об их поддержке на федеральном и региональном уровнях.
В Союзе зернопереработчиков Алтая тоже уверены, что одна из основных причин сокращения экспорта - укрепление курса национальной валюты, в результате чего стоимость российской продукции для экспортеров серьезно выросла и перестала быть конкурентной на мировом рынке. Это отразилось не только на пшенице, но и на всех зерновых, масличных и продуктах их переработки. По-этому прежние наши экспортеры переориентируются на закупку зерновых в других странах.
- У нас осенью прошлого года очень хорошо шел экспорт зерна в КНР при курсе 14,5 рубля за юань, - отметил председатель Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман. - Контракты были заключены до марта 2025-го, и в январе-феврале еще шли предоплаченные поставки. Возможно, это и позволило сохранить положительную статистику за полугодие. Но в этом году китайские партнеры перестали заключать новые контракты. При курсе в одиннадцать-двенадцать рублей за юань им невыгодно покупать наше зерно, которое стало дороже на тридцать процентов. Ведь рентабельность на зерновом рынке и так невысокая - пять-семь, максимум десять процентов. В результате у всех алтайских переработчиков резко сократилась отгрузка на экспорт. Это касается и масличных, и бобовых культур, муки, овсяных хлопьев. Так что ни о каком росте говорить не приходится.
Страдают не только переработчики, но и фермеры - они за последние годы перестроили свое производство под запросы Китая. Увеличили посевы масличных культур, пшеницу сократили до исторического минимума и сеют масличный лен, сою, рапс, которые востребованы за рубежом, а не внутри страны.
- Без экспорта нам грозит перепроизводство, на внутреннем рынке не нужен такой объем продовольствия, - подчеркивает Валерий Гачман. - При урожае зерновых в среднем 130 миллионов тонн внутреннее потребление в РФ составляет около восьмидесяти миллионов в год, а остальные сорок-пятьдесят миллионов тонн идут на экспорт. К тому же у нас нет культуры потребления рапсового, льняного масла, в основном востребовано подсолнечное. Не будет экспорта - излишки обрушат зерновой рынок, поскольку крестьяне их будут продавать по бросовой цене. В этой ситуации нужно обеспечить им продажи внутри страны либо дать возможность поставлять продукцию за рубеж. А сейчас, когда есть небольшие переходящие остатки зерна прошлого урожая и еще не собран новый урожай, казалось бы, должны быть хорошие цены. Но их нет. Никто не покупает зерно, потому что экспорт просел.
Участники зернового рынка сетуют и на плавающие пошлины, которые были введены в 2021 году для экспортеров, но реально их оплачивают фермеры. Трейдеры просто закладывают в закупочные цены свои расходы на уплату пошлин, и в результате сами крестьяне получают за тонну выращенного зерна примерно на две тысячи рублей меньше.
Кстати
В связи с резким сокращением экспорта минсельхоз РФ с 9-го по 22 июля установил нулевую ставку на вывоз зерна за границу. Но эксперты считают, что такие точечные и временные меры не дадут особых результатов. По словам главы РЗС Валерия Злочевского, на фоне низких мировых цен и укрепления рубля вывоз зерна идет вяло, и серьезных причин для его активизации пока нет. Закупочные цены для крестьян не стали выше, ведь трейдеры по-прежнему закладывают в них риски повышения пошлины. Поэтому Зерновой союз выступает за полную отмену экспортных пошлин.