Что тормозит развитие эксперимента по упрощению онлайн-торговли в Калининграде

Больше 7,7 тысячи тонн грузов вывезли с территории Янтарного края в рамках пилотного проекта по созданию хаба для трансграничной торговли через маркетплейсы. В денежном эквиваленте это больше 48 миллионов рублей. Однако, несмотря на внушительные суммы, калининградские предприниматели отмечают, что эксперимент нуждается в доработке, а существующие ограничения на вес и стоимость отправлений явно не идут ему на пользу.

Что тормозит развитие эксперимента по упрощению онлайн-торговли в Калининграде
© Российская Газета

"Пилот" запустили в российском эксклаве еще в 2023 году. Его главной целью стало упрощение доставки товаров из региона в адрес физических лиц, которые оформляют заказы через маркетплейсы или сайты производителей. От эксперимента выиграли в первую очередь небольшие предприятия и самозанятые.

При этом речь идет именно об индивидуальных отправлениях, а не о промышленных партиях. В рамках эксперимента можно приобрести лишь штучные товары, которые приобретают исключительно для личного потребления. Проще говоря, заказать условные 50 пар носков не получится, поскольку у таможни могут возникнуть вопросы к такой посылке: отправителю придется доказывать, что товар не является торговой партией.

- Представьте компанию, производящую одежду и продающую часть продукции через официальный сайт. В рамках эксперимента можно привезти ассортимент товаров в Калининград на склад, поместить под процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ) и отправлять купленные физлицами вещи по всей стране. Пошлины и налоги благодаря особому статусу региона не уплачиваются, поэтому компания не несет дополнительных издержек, - рассказал "РГ" руководитель департамента поддержки экспортно ориентированного предпринимательства и кластерного развития центра "Мой бизнес" Павел Козлов.

Грубо говоря, из региона планировали сделать хаб с так называемыми бондовыми складами. Территория российского эксклава идеально подходила для эксперимента благодаря своему особому статусу и географическому положению. Однако все изменилось, когда резко снизилась допустимая стоимость отправлений. Сегодня она не может быть выше 200 евро, хотя на старте проекта производителям нужно было уложиться в одну тысячу евро. Вес при этом остался прежним - не больше 31 килограмма.

Это отсекло довольно большое количество компаний, готовых влиться в пилотный проект. Одно дело - отправить условную рубашку или платье среднего ценового сегмента, другое - дорогостоящую микроэлектронику.

Даже после заключения партнерского соглашения с крупным маркетплейсом Wildberries ситуация не сильно изменилась в лучшую сторону. Пока эксперимент интересен малому бизнесу, производящему, например, автомобильные коврики, запчасти для техники, товары для детей и одежду.

К слову, о площадках e-commerce. Именно с ними возникают самые большие проблемы. Дело в том, что покупатель обязательно должен предоставить таможенным представителям паспортные данные и документ об оплате товара. Сделать это удается не всегда. Например, товары, требующие примерки, оплачивают после получения. А платежный документ нужен уже в момент прихода вещи в Калининградскую область. То же касается и паспортных данных. Не все онлайн-магазины их запрашивают и уж тем более делятся ими с контролирующими органами.

Решением может стать открытие официальных представительств маркетплейсов на территории российского эксклава, которые возьмут на себя функции по обработке паспортных данных и взаимодействию с таможенными представителями. Последние, к слову, являются официальными посредниками между интернет-магазином и покупателем. Именно они занимаются декларированием товаров в рамках эксперимента. Ведь априори все зарубежные покупки, помещенные под процедуру СТЗ, сохраняют свой иностранный статус. И для дальнейшей отправки за пределы Калининградской области их нужно растаможить. Работу по декларированию как раз и берут на себя брокеры.

Улучшить ситуацию можно путем расширения параметров самого эксперимента, убеждены эксперты. Для этого в Калининградскую область должны "заходить" крупные компании, способные завозить в эксклав большие объемы продукции, оставлять ее на бондовых складах, а затем отправлять физлицам или представлять на маркетплейсах.

В рамках эксперимента можно приобрести лишь штучные товары, исключительно для личного потребления

По этим причинам действие эксперимента по созданию благоприятных условий для электронной торговли решили продлить до 2028 года. Соответствующие поправки в действующее законодательство уже утвердило Федеральное Собрание. Это означает, что пилотный проект продолжат развивать и настраивать, чтобы максимально облегчить жизнь калининградскому бизнесу.

- Решение о продлении эксперимента является крайне важным для предпринимателей и жителей Калининградской области. Ведь оно напрямую влияет на наши почтовые отправления. Пока рано оценивать предварительные итоги пилотного проекта. Все же бизнесу нужно дополнительное время, чтобы сориентироваться и сделать определенные инвестиции, - подчеркнул сенатор от Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков.

Его поддержала врио уполномоченного по защите прав предпринимателей региона Олеся Белая. По ее словам, увеличение порога стоимости отправляемых товаров позволило бы войти в эксперимент компаниям, изготавливающим более дорогостоящую продукцию. Однако соответствующие решения должны быть приняты на уровне ЕАЭС. Поэтому пока следует сосредоточиться на совершенствовании проекта по другим направлениям.

Кстати

Пломбирование - одно из главных нововведений эксперимента, которое вдвое ускорило прохождение таможни. Теперь заказанный на маркетплейсе товар осматривают в регионе один раз. Если все в порядке, то упаковку запечатывают и скрепляют металлической пломбой. На других постах таможенники просто проверяют ее целостность. По словам замначальника Калининградского почтового таможенного поста Светланы Малышевой, повторно такой товар уже не осматривается. Если нет нарушений, его передают оператору для пересылки. Это экономит время.