Торговое соглашение ЕС с США способно вернуть цены на газ к 2 тысячам долларов
Евросоюз заключил с США торговое соглашение, одним из пунктов которого оказалось обязательство ЕС закупить американских энергоносителей за три года на 750 млрд долларов. В год получается по 250 млрд долларов. Если ЕС попытается выполнить эти условия, то ему придется отказаться не только от российского газа, но и от части голубого топлива из Норвегии, Алжира или Азербайджана, а также от ближневосточной и африканской нефти. Сценарий очень маловероятный, считают опрошенные "РГ" эксперты.
Чтобы понять размер проблемы, приведем несколько цифр. В 2024 году, по данным Евростата, ЕС импортировал энергоресурсов от всех поставщиков на 375 млрд долларов (с учетом высоких цен на газ в ЕС). А по данным финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в 2024 году Россия экспортировала нефти, нефтепродуктов, газа и угля по всем направлениям на 242 млрд евро (261 млрд долларов).
Здесь можно возразить, что сейчас наши нефть и уголь не попадают в Европу - премиальный рынок, только газ, да и то не в тех объемах, как до 2022 года. Но в 2019 году, когда Европа была основным рынком сбыта для наших ресурсов, углеводородный экспорт России составил чуть менее 254 млрд долларов. И в этой цифре не только поставки в Европу, но и экспорт в бывшие союзные республики и страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).
Чиновники ЕС ранее очень много говорили об энергетической независимости и диверсификации поставок, но теперь фактически подписались на работу с одним поставщиком. Даже доля России на энергетическом рынке ЕС в лучшие годы не превышала 40%. Впрочем, в этих обязательствах ЕС еще есть множество нюансов. К примеру, перейти только на американскую нефть ЕС не может хотя бы из-за технических требований европейских перерабатывающих заводов (НПЗ).
По газу у компаний Старого Света есть контрактные обязательства и договоренности с другими поставщиками. Кроме того, сами США едва ли смогут обеспечить такой экспортный поток энергоресурсов. Америка по-прежнему является импортером нефти, несмотря на то что добывает ее больше всех в мире. При производстве 13,2-13,4 млн баррелей в сутки потребление нефти в стране составляет 20,5 млн баррелей в сутки.
Как замечает директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова, первое, что обращает на себя внимание, это слишком амбициозная сумма объявленной сделки США и ЕС. При этом по итогам 2024 года импорт ЕС нефти, газа и угля от 10 крупнейших поставщиков в стоимостном выражении не дотягивал до этой величины. То есть, чтобы выполнить сделку, ЕС должен будет либо отказаться от закупок энергии в других странах в пользу США, либо кратно нарастить спрос. Сделка также будет считать выполненной, если при сохранении текущей географической структуры импорта и доли США в ней и спроса в регионе цены на энергоносители вырастут почти в 4 раза. Какой путь выберет Европа - вопрос открытый.
Схожее мнение у замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача. Он приводит данные, что в прошлом году из США в ЕС было экспортировано 850 млн баррелей нефти и других жидких углеводородов на сумму около 70 млрд долларов. И 38 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) на 12 млрд долларов, правда, на входе в саму Европу газ стоил уже на 70% дороже. Итого чуть более 80 млрд долларов за нефть и газ. Выходит, что ЕС должен покупать втрое больше углеводородов в США по ценам прошлого года. Ну либо платить втрое дороже за них.
В первую очередь это касается нефти и ее производных, уточняет Гривач. Так как даже утроение поставок СПГ из США, что будет означать необходимость направлять чуть ли ни весь объем американского экспорта этого вида топлива на рынок ЕС, мало что даст. Эксперт считает, что цифра (750 млрд долларов за три года) дана исключительно для пиара. Это уровень, который невозможно достичь, и, вероятно, никто в Европе этого делать и не собирается.
Белова приводит статистику по всему экспорту энергоносителей из США. Суммарная стоимость американского экспорта нефти, газа и угля в 2024 году составила около 166 млрд. долларов. То есть без роста цен на эти ресурсы в 1,5 раза или кратного увеличения объемов их поставок на внешние рынки сами США не смогут выполнить сделку, даже если направят весь свой экспорт в ЕС, отмечает Белова.
По мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, чтобы выполнить сделку, ЕС придется отказаться от импорта газа и нефти у других поставщиков, не только у России. А если учитывать, что, вероятнее всего, в деле отказа от российского газа будет сделано исключение для Словакии и Венгрии, не имеющих выхода к морю, весь груз выполнения условий сделки ляжет на оставшиеся 25 стран ЕС. Биржевые цены на газ в Европе наверняка подорожают, потому что рынок газа будет в итоге монополизирован США. Возвращение к цене в 2000 долларов за тысячу кубометров и даже больше, как в 2022 году, совсем не исключено. Надежность поставок США уже открыто не гарантируют, поскольку поставщики американского СПГ не работают на условиях долгосрочных контрактов, а поставляют газ по всему миру, где цена выше. Если в Азии будут цены выше, чем в Европе, американский СПГ пойдет в Азию, поясняет Мильчакова.
По ее мнению, требования Трампа к ЕС по импорту энергоносителей в лучшем случае со стороны ЕС будут выполнимы частично и в очень урезанном виде, а в худшем - об этой сделке просто забудут, как только в США сменится президент.
К этому можно добавить, что американский СПГ почти не экспортируют компании из США. Этим занимаются трейдеры, в основном из Китая, стран Ближнего Востока и Европы. И им, как независимым компаниям, абсолютно все равно, какие договоренности заключил Трамп с ЕС.