Трамп угрожает, Москва все фиксирует. Комментарий Георгия Бовта
В Кремле заявили, что фиксируют заявления президента США об урегулировании конфликта на Украине. «Мы достаточно долго живем под огромным количеством санкций, и наша экономика функционирует под огромным количеством рестрикций. Поэтому, конечно, определенный иммунитет у нас уже выработан на этот счет» — так Песков ответил на заявления президента США, который установил новый дедлайн России на прекращение конфликта с Украиной — десять дней. Чего ждать?
Белый дом и Госдепартамент США держатся твердой линии по поводу нового дедлайна-ультиматума, который истечет 8 августа, одновременно со вступлением в полную силу 18-го пакета санкций ЕС. Трамп уверяет, что не обеспокоен возможными последствиями введения новых санкций против России для мировых нефтяных рынков: «У нас так много нефти в нашей стране. Мы увеличим добычу». Госдепартамент намекает, что 100-процентные пошлины для стран, покупающих российскую нефть, могут быть ведены даже раньше.
По поводу резкого наращивания собственного производства Трамп, кстати, немного блефует. По оценке Управления энергетической информации США, в текущем году США добудут меньше нефти, чем ожидалось, а именно 13,37 млн баррелей в сутки. Снижение мировых цен привело к снижению активности американских производителей. В 2026 году добыча останется на этом же уровне. При этом спрос в самих США вырастет до 20,5 миллиона баррелей.
В реальности возможности для быстрого наращивания нефтедобычи с целью вытеснения с рынка примерно 4,5 миллиона баррелей в сутки российской нефти и еще 2,5 миллиона баррелей нефтепродуктов есть только у стран ОПЕК. Они соберутся 3 августа, что-то может проясниться. По оценкам Международного энергетического агентства, общий резервный потенциал ОПЕК составляет 5,3 миллиона баррелей в сутки, из которых 3 миллионами баррелей в сутки располагает Саудовская Аравия, 1,1 миллиона баррелей в сутки — Арабские Эмираты, еще 1 миллионом — Ирак и Кувейт вместе взятые. Небольшие резервные мощности имеются у Бразилии, Гайаны, Казахстана и Омана. Пока ни одна из этих стран не заявила о готовности заменить российские поставки. Ранее механизм резкого наращивания нефтедобычи не раз использовала Саудовская Аравия.
С Китаем о прекращении закупок российской нефти договориться министру финансов США Бессенту в Стокгольме не удалось. Как он не без раздражения заметил, китайцы в ответ на предложение отказаться от российской и иранской нефти сказали, что будут защищать свой энергетический суверенитет, добавив, что раз так, то США не хотят посягать на этот суверенитет, так что пусть китайцы платят 100-процентную пошлину. США на переговорах с Пекином также выразили недовольство из-за экспорта в Россию товаров двойного назначения на более чем 15 миллиардов долларов. Однако договоренностей пока и тут нет, торговое перемирие межу США и Китаем лишь продлено на 90 дней, эта карта тоже осталась лежать на столе.
Тем временем Трамп занялся Индией, объявив о введении с 1 августа пошлин в 25% на товары из Индии плюс некоего штрафа за торговлю с Россией. Эти меры он уточнит в конце недели, не придумал еще. 25% не выглядят при этом убийственными. В прошлом году Америка импортировала товаров из Индии на 87 миллиардов долларов, тогда как Индия закупила американских товаров на 42 миллиарда. Основными товарами американского импорта стали фармацевтика, телекоммуникационное оборудование и одежда. То есть часть удара примут на себя американские потребители. Пока Нью-Дели не спешит выполнять ультиматумы Трампа, но надеется еще договориться. Объем двусторонней торговли Индии с Россией сопоставим с американским, достигнув 65 миллиардов долларов в прошлом году, при этом доля России в импорте нефти Индией превысила 35%. К тому же Индия, третий крупнейший в мире импортер нефти, сама активно экспортирует нефтепродукты, полученные из российского сырья, благодаря чему страна вошла в семерку их крупнейших экспортеров. США зато являются вторым после Катара поставщиком в Индию СПГ. Так что тут тоже есть о чем поторговаться.
Есть основания полагать, что Вашингтон не станет слишком сильно давить на Нью-Дели, с которым пытается наладить отношения в том числе в военно-технической сфере. На введение 100-процентных пошлин на индийский импорт из-за торговли с Россией Трамп уже не пошел. И, скорее всего, не пойдет. В середине августа состоится новый раунд американо-индийских переговоров, на которых может быть достигнут компромисс. Нью-Дели его тоже хочет. И возможно, все же пойдет на сокращение российского нефтеимпорта, а также вооружений.
В июне в Индию было поставлено морем 1,5 миллиона баррелей российской нефти в сутки, Нью-Дели теоретически может вернуться к поставкам с Ближнего Востока. В Китай морские поставки составили 2,5 миллиона баррелей в сутки. С Китаем, возможно, переговорная линия Трампа будет жестче. Нельзя даже полностью исключать, что импульсивный президент Америки попробует ввести 100-процентные пошлины на китайский импорт в наказание за нефтяную торговлю с Россией. Все-таки он зашел уже слишком далеко в своих угрозах и ультиматумах, чтобы в очередной раз дать заднюю.