Климатическая повестка как неотъемлемая часть государственной политики
На климатическом форуме в Сахалинской области министр экономического развития России Максим Решетников подчеркнул необходимость перехода к системной модели климатического регулирования. В числе приоритетов - создание справочников лучших практик и экономически эффективных моделей декарбонизации (снижения выбросов углекислого газа - ред.) для регионов. Форум собрал представителей федеральных министерств, экспертного и научного сообщества, институтов развития и технологического бизнеса - в центре внимания оказались конкретные инструменты, которые уже работают на снижение климатической нагрузки и требуют масштабирования на уровне страны.
Россия на пути к системной климатической модели
Выступая на пленарной сессии "Россия - на пути к низкоуглеродному будущему", министр экономического развития РФ Максим Решетников обозначил ключевые принципы будущей климатической архитектуры страны. Он отметил, что курс на углеродно-нейтральную экономику уже дает результаты.
По его словам, следующей задачей должно стать создание прозрачной и верифицированной системы климатического учета: стране необходима адекватная "углеродная бухгалтерия" и система отчетности выбросов парниковых газов.
Одним из ключевых решений стало объявление о запуске работы над справочниками с лучшими практиками по минимизации климатического следа. Речь идет о систематизации решений, которые уже доказали эффективность в российских условиях, с акцентом на экономическую обоснованность и возможность применения в разных климатических зонах и инфраструктурных контекстах. Эти справочники станут основой новых моделей, направленных на достижение углеродной нейтральности в регионах. Как отмечали участники форума, такой шаг необходим для преодоления фрагментарности решений и выстраивания системного подхода к климатическим трансформациям на местах.
Лучшие практики станут основой региональной политики
Некоторые регионы уже демонстрируют результаты, подтверждающие эффективность комплексных подходов. Одним из таких стал Сахалин, самостоятельно изъявивший желание минимизировать углеродный след всего за два года. Как сообщил губернатор Валерий Лимаренко, регион не только добился устойчивого снижения выбросов, но и продемонстрировал экономический рост: совокупно объем парниковых газов с 2022 года был снижен втрое, ВВП региона вырос на треть.
По словам главы региона, ключевыми факторами стали тотальная газификация, перевод общественного транспорта и сельхозтехники на экологичные виды топлива, внедрение цифровых решений в мониторинг природных рисков, а также модернизация коммунальной инфраструктуры. Именно в сфере ЖКХ, по словам участников форума, сегодня сосредоточен значительный потенциал сокращения выбросов, в том числе за счет перехода на современные энергоэффективные инженерные решения.
В частности, речь о необходимости внедрения в систему управления отраслью ЖКХ комплексного подхода, направленного на эффективную реализацию программы модернизации коммунальной инфраструктуры страны в целом. Неотъемлемой частью данного подхода наравне с необходимостью применения энергоэффективных и долговечных решений, оптимизации диаметров сетей с учетом текущей и перспективных нагрузок, является экологический аспект. Применение указанного подхода позволяет снизить количество аварий, утечек воды, сократить объемы сжигаемого топлива и расходуемой электроэнергии. Все это существенно скажется на снижении выбросов CO2
Эффект комплексного подхода в модернизации коммунальной инфраструктуры
Сокращение выбросов достигается благодаря особенностям самих полимерных материалов. Повышенные теплоизоляционные характеристики, применяемые при утеплении многоквартирных домов и тепловых сетей, напрямую влияют на снижение объемов сжигаемого первичного топлива. Дополнительный эффект дает улучшение гидравлического режима: снижаются энергозатраты на транспортировку воды, по оценкам экспертов, до 20%. Снижается также уровень аварийности и частота капитальных ремонтов благодаря высокому сроку службы полимерных труб - до 100 лет по ГОСТу против 25 лет у традиционных решений.
Применение инновационных полимерных решений в секторе ЖКХ может способствовать достижению национальных целей по снижению углеродного следа, обеспечив снижение выбросов CO₂ до 16%.
По мнению директора дивизиона "Инженерная и дорожная инфраструктура" компании СИБУР Руслана Хайруллина, такие решения могут применяться по всей стране уже сегодня - в рамках федерального проекта "Модернизация коммунальной инфраструктуры". Для этого необходимо внедрение комплексных подходов к выбору технологий в инвестиционных проектах.
"СИБУР ведет работу по продвижению комплексного подхода в рамках участия в работе комиссии Государственного совета "Инфраструктура для жизни", взаимодействует с научным и отраслевым сообществами, представляет свои наработки на разных площадках федерального масштаба, включая Совет Федерации, профильные федеральные органы исполнительной власти. Уже сегодня прорабатываются предложения по улучшению инвестиционного климата в ЖКХ, а также формируется методологическая база для "упаковки" климатических проектов в ЖКХ. Все эти усилия требуют широкой поддержки со стороны государства, отрасли и научного сообщества, поскольку только объединенные действия могут обеспечить реальный прогресс", - подчеркнул Хайруллин.
Практика - как ответ на стратегию
Участники форума сошлись во мнении: для достижения климатических целей необходима система прикладных решений, способных дать реальный эффект в масштабах страны. Прослеживается потребность в том, чтобы связать общенациональные ориентиры с конкретными инструментами и технологиями, применимыми на региональном уровне.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2050 года, страна поставила перед собой цель - достичь углеродной нейтральности в этот период. На форуме глава минэкономразвития подтвердил, что этот курс остаётся актуальным. Ранее министр подчеркивал, что внедрение принципов устойчивого развития и интеграция климатической повестки - это не опция, а насущная необходимость. Он отмечал необходимость формирования единой методологической базы - в том числе с участием бизнеса. По его мнению, крупные компании должны не только реализовывать собственные климатические инициативы, но и формировать устойчивый спрос на углеродно-нейтральную продукцию. Таким образом, климатическая повестка становится неотъемлемой частью государственной политики, требующей слаженного взаимодействия всех участников: органов власти, научного сообщества и бизнеса.