Ключевая ставка и не только: что привело к кризису на рынке грузовых автомобилей
Спрос на коммерческий транспорт в России сохраняется на достаточно высоком уровне, однако в нынешних экономических условиях бизнес не имеет возможности закупать новую технику в нужных объемах. Об этом "Российской газете" рассказали участники рынка грузоперевозок и представители лизинговых компаний, комментируя резкий спад продаж грузовых автомобилей.
По данным агентства "Автостат", в июле в России было продано 3 639 новых крупнотоннажных (массой свыше 16 т) грузовых автомобилей, что на 61,6% меньше, чем за тот же месяц 2024 года. Всего же за семь месяцев этого года падение продаж грузовиков составило 56,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Опрошенные "РГ" эксперты "обвиняют" в столь серьезном спаде, в первую очередь, высокую ключевую ставку Центробанка. При этом они подчеркивают, что потребность в грузовом транспорте у бизнеса никуда не делась.
"Большая часть техники в этом сегменте приобретается в лизинг, и текущий уровень ставок делает такие сделки крайне обременительными для бизнеса. Это основной сдерживающий фактор, даже несмотря на сохраняющийся спрос", - отметил доцент Президентской академии Павел Грибов.
Мнение эксперта подтверждают участники рынка. В беседе с "РГ" генеральный директор транспортно-логистической компании "ТРАСКО" Евгений Шакалида отметил, что ключевая ставка сегодня "превышает разумные пределы". А поскольку от нее напрямую зависят ставки по лизинговым кредитам, этот инструмент финансирования стал для компаний очень дорогим и неэффективным.
"Сейчас у нас очень ограниченный лизинговый портфель, и мы справляемся со своими обязательствами. Но высокая ключевая ставка - одна из причин, по которой мы приостановили приобретение новой техники", - констатировал бизнесмен.
В то же время предприниматели отмечают, что высокая ставка и удорожание кредитов - это не единственная причина снижения продаж техники. Есть и другие не менее важные факторы.
"Да, лизинг для транспортных компаний сейчас "неподъемный". И, безусловно, бизнес не хочет вкладываться в покупку автомобилей на нынешних условиях. Сейчас многие эксперты говорят исключительно про высокие лизинговые платежи как про фактор, тормозящий закупки, но я уверен, что для роста рынка одного фактора нормализации лизинговых условий будет мало. Например, мы ясно видим проблему глобального снижения объема импорта и перевозки грузов. Меньше перевозимых грузов - меньше требуется автомобилей, выше конкуренция, ниже прибыль в отрасли", - заявил в комментарии "РГ" генеральный директор компании "Транссертико" Александр Соболев.
В лизинговых компаниях также отмечают изменения на рынке автомобильных грузоперевозок, которые, помимо ключевой ставки, оказывают влияние на продажи новой техники. По словам первого заместителя генерального директора компании "Балтийский лизинг" Антона Сапожкова, в первом полугодии 2025 года объем нового бизнеса в сегменте грузового транспорта в большинстве регионов страны превысил показатели того же периода прошлого года. При этом значительно увеличилась доля сделок с б/у транспортом. Этот тренд, подчеркнул Сапожков, отражает как стремление бизнеса оптимизировать капитальные затраты, так и растущую востребованность техники с проверенной эксплуатационной историей.
"На протяжении долгих месяцев финансовый сектор и экономика в целом находятся под влиянием высокой ключевой ставки, и это не может не оказывать давления на рынок грузоперевозок. Растет срок эксплуатации техники и спрос на автомобили с пробегом. Из-за простоев и расходов на ремонт может снижаться эффективность перевозок. При этом дальнейшее развитие ситуации будет зависеть не только от политики Центробанка, но и от способности крупнейших игроков адаптироваться к быстрым изменениям на рынке", - отметил Сапожков.
В лизинговой компании "Европлан" одним из факторов снижения продаж техники назвали рост конкуренции в сегменте грузоперевозок, который усугубило повышение ключевой ставки. По словам первого заместителя генерального директора компании Ильи Ноготкова, развитие маркетплейсов и сервисов доставки в последние годы обусловило рост спроса на грузоперевозки. При этом крупные маркетплейсы начали оказывать давление на перевозчиков, добиваясь снижения тарифов. Нагрузку на автомобильный транспорт увеличила и ограниченность железнодорожных перевозок.
"В результате на рынок вышло множество новых игроков, что привело к ценовой конкуренции и снижению тарифов. Дополнительным фактором усложнения ситуации стало повышение ключевой ставки, что затруднило кредитование компаний и увеличило их издержки. Поэтому сейчас на рынке наблюдается возврат техники, приобретенной в лизинг, а также снижение спроса на новый автотранспорт", - пояснил Ноготков.
В то же время сами грузоперевозчики отмечают, что по-прежнему нуждаются в приобретении нового транспорта, однако делать это сейчас им стало крайне затруднительно. Поэтому они вынужденно сосредотачиваются на продлении срока эксплуатации имеющихся машин.
"Мы, безусловно, нуждаемся в ежегодном пополнении автопарка. До 2022 года мы вышли на ежегодные плановые показатели по обновлению подвижного состава в 20%. Но в 2022 году европейские компании приостановили отгрузки в Россию, поэтому 2023 год мы пропустили. В поисках потенциальной замены для Scania и Volvo в 2024 году мы взяли на тест 30 КАМАЗов и 40 тягачей Dongfeng. Таким образом восполнили небольшую временную нехватку машин. В этом году мы также приобрели несколько машин, сделав большую ставку на обновление полуприцепов и рефрижераторов. В текущей ситуации мы не говорим о глобальном развитии и больше нацелены на поддержание нашего парка в технически исправном состоянии", - рассказал Шакалида.
Нормализация ситуации на рынке зависит от общего состояния экономики, добавил эксперт. При этом основным драйвером восстановления спроса на грузовые автомобили и улучшения условий работы транспортных компаний, по его мнению, станет ускорение темпов роста промышленного производства и стабилизация экономических процессов.
"Мы надеемся на позитивные изменения уже в следующем году, что позволит возобновить активное обновление автопарка", - отметил Шакалида.
Соболев также считает, что для нормализации рынка необходимо сочетание ряда условий, в том числе восстановление объема импорта и перевозки грузов, снижение ставки рефинансирования, стабилизация курса рубля и улучшение геополитических факторов.
В свою очередь лизинговые компании предпринимают активные шаги для поддержания доступности техники для бизнеса. К примеру, "Балтийский лизинг" предложил предприятиям гибкий подход к авансовых платежам - в отдельных случаях они могут быть минимальными, вплоть до нулевых. Другая программа позволяет бизнесу обновить парк техники без крупных капитальных затрат. Есть совместная с одним из топливных гигантов программа лизинга техники на сжиженном природном газе.
"Европлан" активно развивает партнерские отношения с автопроизводителями и дилерами. Скидки и субсидии, предоставленные бизнесу в рамках партнерских программ, в компании оценили в 170 млн руб.